Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей Братухина В.В. и Петровой О.А.,
при секретаре Янчук Т.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Гладченко ... на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 ноября 2013 года, которым Гладченко ... отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части 93876 от 13 августа 2010 года в части исключения майора запаса Гладченко В.В. из списка нуждающихся в жилых помещениях; признании права на получение жилого помещения в собственность бесплатно в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"; возложении обязанности на ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" включить Гладченко В.В. в единый реестр военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся под ранее присвоенным порядковым номером; возложении обязанности на Министерство обороны Российской Федерации предоставить Гладченко В.В. на него жилое помещение в собственность бесплатно в установленном законом порядке.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Петровой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гладченко В.В. обратился в суд с иском к войсковой части 93876, федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" (далее - ФГКУ "Центррегионжилье"), Министерству обороны Российской Федерации и с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части 93876 от 13 августа 2010 года в части исключения его из списка нуждающихся в жилых помещениях; признать за ним право на получение жилого помещения в собственность бесплатно в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", возложить на ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" обязанность включить его в единый реестр военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся, под ранее присвоенным порядковым номером, возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность предоставить ему жилое помещение в собственность бесплатно в установленном законом порядке.
В обоснование требований указал, что проходил военную службу в войсковой части 93876. Проживал с женой и дочерью в двухкомнатной квартире по адресу: ... , жилой площадью ... кв.м, на основании ордера от 25 апреля 2003 года. Во время прохождения военной службы был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях (до 2005 года). На момент увольнения с военной службы в запас по состоянию здоровья (12 апреля 2007 года) жильем в установленном порядке обеспечен не был. Решением жилищной комиссии войсковой части 93876 от 13 августа 2010 года исключен из списка нуждающихся в жилых помещениях в связи с совершением действий по намеренному ухудшению жилищных условий. Решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях считает незаконным, так как о заседании жилищной комиссии его не уведомляли, решение ему не направлялось, каких-либо действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий он не совершал. В силу статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" он имеет право на получение жилого помещения в собственность бесплатно.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Гладченко В.В. просит отменить решение суда, принять новое об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу войсковая часть 93876 просит оставить решение суда без изменения.
Гладченко В.В., представители ответчиков, третьи лица Соловьева Э.Б., Соловьева С.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя Гладченко В.В. Фадеева М.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя войсковой части 93876 Вениаминова Р.С., просившего в удовлетворении жалобы отказать, обсудив доводы жалобы, возражений, проверив материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в части на основании пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.
Согласно пункту 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 141-ФЗ) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз (пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что Гладченко В.В. в период с 00.00.00 по 00.00.00 являлся военнослужащим, с 00.00.00 по 00.00.00 проходил военную службу по контракту в войсковой части ... , уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья (подпункт "г" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Общей продолжительности военной службы в календарном исчислении составила 26 лет. Из личного дела Гладченко В.В. следует, что по состоянию на ноябрь 1998 года он с семьей из 3 человек (заявитель, жена Соловьева Э.Б., дочь Соловьева С.В.) проживают по адресу: ... Согласно ордеру N 1061 от 25 апреля 2003 года, выданному ... , майору Гладченко В.В. на семью из трех человек была предоставлена двухкомнатная квартира площадью ... кв.м по адресу: ... Брак между Гладченко В.В. и Соловьевой Э.Б. прекращен ... (л.д.61). 25 декабря 2006 года между ... КЭЧ района Министерства обороны Российской Федерации с одной стороны и женой истца ... , дочерью истца ... заключен договор N ... , согласно которому данным гражданам передана в собственность квартира - по 1/2 доли в праве собственности (л.д.75). Как пояснил Гладченко В.В., он отказался от приватизации квартиры, зарегистрирован в жилом помещении и продолжает пользоваться им. При увольнении с военной службы Гладченко В.В. не был обеспечен жилой площадью по месту службы и избранному месту жительства по установленным нормам на состав семьи 1 человек. В рапорте об увольнении от 2 марта 2007 года Гладченко В.В. указал просьбу оставить его в списках на получение жилого помещения вне очереди.
Согласно объяснениям Гладченко В.В. по состоянию на 1 апреля 2005 года он состоял в списках военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, по месту службы в войсковой части 93876. Указанное обстоятельство не отрицалось ответчиками в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции. 19 апреля 2007 года Гладченко В.В. войсковой частью 93876 выдана справка о том, что Гладченко В.В за время прохождения военной службы в войсковой части 93876 с 12 сентября 1995 года по 12 апреля 2007 года был обеспечен жилой площадью, несоответствующей по нормам, состоит в списках на получение жилых помещений вне очереди. Учетное дело истца как военнослужащего, нуждающегося в жилых помещениях, в материалы гражданского дела не представлено. Согласно письму Отделения заселения Республики Марий Эл, г.Йошкар-Ола ФГКУ "Центррегионжилье" от 4 октября 2013 года N 6/356 учетное дело Гладченко В.В. не поступало в архив ФГКУ "Центррегионжилье" ни в г.Оренбурге, ни в г.Екатеринбурге, ни в территориальное отделение в г.Йошкар-Оле(л.д.50). Из писем войсковой части 93876 от 25 сентября 2013 года, войсковой части 34096 (правопреемника ФГ КЭУ войсковой части 61676 (40 ЭТК) от 28 октября 2013 года (л.д.46-47) следует, что какие-либо документы, касающиеся постановки Гладченко В.В. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений, в распоряжении войсковых частей отсутствуют.
Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии в/ч 93876 N7 от 13 августа 2010 года, следует, что Гладченко В.В. исключен из списка нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование решения комиссией указано обстоятельство, что в феврале 2007 года Гладченко В.В. отказался от приватизации квартиры, что следует рассматривать как действия по намеренному ухудшению жилищных условий.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пришел к выводу о правомерности принятого жилищной комиссией решения о снятии Гладченко В.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Указанный вывод судебная коллегия считает неправильным, основанным на неправильном применении норм материального права.
В силу статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ и абзацем 3 пункта 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 80 от 15 февраля 2000 года (действовавшей до 8 ноября 2010 года), военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случаях выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), послуживших основанием для принятия на учет.
Вместе с тем, при принятии жилищной комиссией войсковой части 93876 решения о снятии Гладченко В.В. с учета таких обстоятельств выявлено не было, непредставление документов, содержащих несоответствующие действительности сведения, равно как и иные основания для снятия с учета, изложенные в пункте 31 названной Инструкции, не указаны в качестве причины исключения из списка нуждающихся в жилых помещениях.
Положения статьи 53 ЖК РФ также не подлежат применению, в результате отказа от приватизации жилого помещения по адресу: ... , Гладченко В.В. не был признан нуждающимся в жилых помещениях, поскольку он уже состоял на данном учете на момент совершения указанного действия.
Кроме того, как справедливо отмечено в апелляционной жалобе, исходя из положений статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" во взаимосвязи с частью 4 статьи 31 ЖК РФ за Гладченко В.В. сохраняется право пользования жилым помещением и после перехода права собственности на нее к бывшей жене и дочери.
При таких обстоятельствах решение жилищной комиссии войсковой части 93876 от 13 августа 2010 года является незаконным и подлежит отмене.
Согласно пункту 7 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях ведется уполномоченным органом, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации. Указанным уполномоченным органом является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в частности ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации. Таким образом, на ФГКУ "Центррегионжилье" следует возложить обязанность по включению Гладченко В.В. в единый реестр военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся. Вместе с тем, поскольку из объяснений сторон следует, что сведения о Гладченко В.В. в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, не вносились. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих внесение сведений о нем в указанный реестр, а также в базу данных системы "Учет" под определенным порядковым номером, оснований для удовлетворения требований в части возложения на ФГКУ "Центррегионжилье" обязанности восстановить Гладченко В.В. в списках нуждающихся под ранее присвоенным порядковым номером не имеется.
В силу пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
На основании указанного правового регулирования требование о признании за Гладченко В.В. права на получение на него жилого помещения, в порядке предусмотренном статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", подлежит удовлетворению. Вместе с тем, конкретная форма предоставления жилого помещения определяется гражданином при обращении в уполномоченный орган - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (структурное подразделение), что следует из пункта 5 Порядка принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному месту жительства, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 года N1850 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512" (далее - Порядок).
Требование о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности предоставить Гладченко В.В. жилое помещение бесплатно в установленном порядке удовлетворению не подлежит. Согласно пункту 3 Порядка военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы), принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, распределяются жилые помещения уполномоченным органом по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) на учет. Таким образом, предоставление жилого помещения бесплатно в собственность может быть осуществлено уполномоченным органом только в порядке очереди.
Доводы представителя войсковой части 93876 о пропуске срока на обращение в суд, предусмотренного статьей 256 ГПК РФ, не принимаются во внимание, поскольку исходя из существа дела между сторонами имеет место спор о праве, подлежащий рассмотрению в рамках искового производства без применения положений указанной нормы ГПК РФ.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в части отказа в признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части 93876 от 13 августа 2010 года в части исключения майора запаса Гладченко В.В. из списка нуждающихся в жилых помещениях; признании за заявителем права на получение на него жилого помещения в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", возложении обязанности на ФГКУ "Центррегионжилье" включить Гладченко В.В. в единый реестр военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся, с вынесением нового решения об удовлетворении данных исковых требований.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 ноября 2013 года отменить в части.
Признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части 93876 от 13 августа 2010 года в части исключения майора запаса Гладченко В.В. из списка нуждающихся в жилых помещениях.
Признать за Гладченко ... право на получение жилого помещения в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Обязать федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" включить Гладченко В.В. в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях
В остальной части решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гладченко В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.В.Попов
Судьи В.В.Братухин
О.А.Петрова
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.