Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе председательствующего Козлова А.М.,
судей Елиной Т.А., Козиной Е.Г.,
при секретаре Цыбульской М.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 марта 2014 года в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по заявлению Дашкевича С.В. о признании незаконным и отмене решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска "N" от 19 августа 2013 года,
по апелляционной жалобе заявителя Дашкевича С.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 декабря 2013 года,
Заслушав доклад судьи Козлова А.М., объяснения заявителя Дашкевич С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей заинтересованных лиц инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее - ИФНС по Ленинскому району г. Саранска) Пахмутовой Е.А. и Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Мордовия (далее - УФНС России по Республике Мордовия) Павлова Е.А. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дашкевич С.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее - ИФНС по Ленинскому району г. Саранска) "N" от 19 августа 2013 года в части доначисления налога на доходы физических лиц в размере "данные изъяты" рублей и требования об уплате данной суммы.
В обоснование требований указал, что 07 августа 2012 года он совместно с Д.Т.П., Г.Е.А., Г.А.П. продал квартиру, расположенную по адресу: "адрес". Стоимость 1/8 доли данной квартиры заявителя составила "данные изъяты" рублей. В ходе камеральной налоговой проверки 02 июля 2013 года ему было отказано в предоставлении имущественного налогового вычета в размере стоимости доли указанного жилого помещения, а предоставлен в сумме "данные изъяты" рублей. Недоимка заявителя по налогу на доходы физических лиц определена в размере "данные изъяты" рублей.
Заявитель оспаривает вывод инспекции об исчислении и уплате налога, поскольку полагает, что при определении имущественного вычета в размере 1 000 000 рублей за продажу квартиры не подлежит учету доля Г.А.П., принадлежащая ему на праве собственности более 3 лет. По его мнению, размер налогового вычета должен составить "данные изъяты" рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 декабря 2013 года заявление Дашкевича С.В. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Дашкевич С.В., ставя вопрос об изменении решения суда, ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, ему должен был быть предоставлен налоговый вычет в размере "данные изъяты" рублей.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель УФНС России по Республике Мордовия Лушенкова М.Г. и представитель ИФНС по Ленинскому району г. Саранска Голов М.Ю. просят решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных относительно нее возражений, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ, действующей на момент спорных правоотношений) при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налогоплательщик налога на доходы физических лиц имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, в частности, в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 рублей.
Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
Из материалов дела следует, что трое из продавцов квартиры, расположенной по адресу: "адрес", - Д.Т.П.(1/4 доля), Г.Е.А. (1/8 доля) и заявитель по делу Дашкевич С.В. (1/8 доля) менее 3-х лет являлись собственниками реализуемого объекта недвижимости. Совместно с ними по договору купли-продажи от 07 августа 2012 года в качестве продавца выступал Г.А.П. (1/2 доля), который приобрел право собственности на долю в указанной квартире 10 декабря 1997 года (л.д. 34).
16 апреля 2013 года Дашкевич С.В. в ИФНС по Ленинскому району г. Саранска была подана налоговая декларация по форме 3-НДФЛ, в которой сумма дохода заявлена в размере "данные изъяты" рублей. При этом сумма расходов и налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу, по данным налогоплательщика составила "данные изъяты" рублей (л.д. 36-42).
ИФНС по Ленинскому району г. Саранска в соответствии со статьёй 88 НК РФ была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации налогоплательщика Дашкевич С.В.
По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией был составлен Акт камеральной налоговой проверки "N" от 02 июля 2013 года (л.д. 24).
19 августа 2013 года ИФНС по Ленинскому району г. Саранска было принято решение "N" об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. При этом Дашкевичу С.В. было отказано в предоставлении имущественного налогового вычета в сумме "данные изъяты" рублей, предоставлен данный вычет в размере "данные изъяты" рублей и предложено уплатить налог на доходы физических лиц в сумме "данные изъяты" рублей (л.д. 23).
При этом налоговый орган исходил из того, что сумма налоговых вычетов в размере "данные изъяты" рублей, заявленных Дашкевич С.В. в декларации, не может быть предоставлена, поскольку налогооблагаемая база может быть уменьшена исходя из его доли в праве собственности на указанную квартиру, рассчитанную от 1 000 000 рублей, то есть на "данные изъяты" рублей (1000000 х 1/8). С оставшейся части ему надлежит уплатить налог на доходы физических лиц.
С данным решением заявитель не согласился и обжаловал его в установленном налоговым законодательством порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных Дашкевич С.В. требований в полном объеме, суд первой инстанции, исходил из того, что ИФНС по Ленинскому району г. Саранска правомерно не приняла к имущественному налоговому вычету денежные средства в размере "данные изъяты" рублей, поскольку налоговый вычет предоставляется гражданам при реализации имущества, находящегося в общей долевой собственности, пропорционально их доли в данном имуществе, не зависимо от срока его нахождения в собственности налогоплательщика.Судебная коллегия находит данный вывод суда ошибочным, основанным на неправильном толковании норм материального права.
Согласно абзацу 3 подпункту 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ (в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ) при реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности).
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм права, граждане вправе продавать жилые помещения, являющиеся как единым объектом права общей долевой собственности, так и выделенными из них в натуре долями, признаваемыми объектом индивидуальной, а не общей долевой собственности, и получать при этом право на имущественный налоговый вычет в сумме, не превышающей 1 000 000 рублей (при нахождении имущества в собственности менее трех лет).
При этом имущественный налоговый вычет предоставляется на объект недвижимости, из чего следует, что в случае продажи квартиры, находящейся в общей долевой собственности, он должен быть распределен между совладельцами пропорционально их долям. Возможность выплаты имущественного налогового вычета в полном объеме, то есть в размере до 1 000 000 рублей, каждому из совладельцев проданного недвижимого имущества законом не предусмотрена.
Исходя из изложенного, судебная коллегия считает, что у Дашкевич С.В. отсутствует право на получение имущественного налогового вычета при продаже квартиры в размере "данные изъяты" рублей.
Вместе с тем, при определении налогового вычета при реализации квартиры, в числе совладельцев которой есть граждане, являющиеся собственниками доли данного объекта недвижимости более трех лет, следует исходить из следующего.
Первоначально должна быть определена налоговая база, исходя из которой, следует уплатить налог на доходы физических лиц. Данное обстоятельство является юридически значимым для разрешения возникшего правового спора между сторонами.
Статья 210 НК РФ, связывая возникновение обязанности по уплате налога на доходы физических лиц с получением налогоплательщиком (физическим лицом) дохода, полученного в денежной, натуральной формах или в виде материальной выгоды, определяет в пункте 3 налоговую базу для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных главой 23 НК РФ.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 208 НК РФ для целей главы 23 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
В силу статьи 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 17.1 статьи 217 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
Таким образом, в состав налогооблагаемой базы при продаже вышеуказанной квартиры не подлежит включению доход, полученный Г.А.П. в результате заключения сделки по отчуждению недвижимого имущества, который являлся собственником 1/2 доли данного жилого помещения более трех лет, с 1997 года.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ (в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ) налоговая база, подлежит уменьшению на имущественный налоговый вычет в размере 1 000 000 рублей, подлежащий распределению между Д.Т.П. (1/4 доля), Г.Е.А. (1/8 доля) и заявителем Дашкевич С.В. (1/8 доля) пропорционально их долям.
При таких обстоятельствах, данный вычет составляет для Д.Т.П. ( "данные изъяты" рублей), Г.Е.А. ( "данные изъяты" рублей) и Дашкевич С.В. ( "данные изъяты" рублей).
Учитывая, полученный Дашкевич С.В. доход от продажи доли в квартире в размере "данные изъяты" рублей, и, принимая во внимание, размер имущественного налогового вычета "данные изъяты" рублей, налогооблагаемая база, исходя из которой заявителю надлежит уплатить налог на доходы физических лиц составляет "данные изъяты" рублей, а указанный налог - "данные изъяты" рублей ( "данные изъяты" х 13%).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы Дашкевич С.В. основаны на нормах налогового законодательства, в связи с чем подлежат удовлетворению.
Поскольку ИФНС по Ленинскому району г. Саранска при принятии решения 19 августа 2013 года не были учтены вышеприведенные законоположения, судебная коллегия считает, что оно является в части отказа в предоставлении имущественного налогового вычета в размере "данные изъяты" рублей Дашкевич С.В. и возложении на него обязанности уплатить налог на доходы физических лиц в размере "данные изъяты" рублей, то есть большем чем предусмотрено законом на "данные изъяты" рублей является незаконным и подлежит отмене, а требования заявителя частичному удовлетворению.
В связи с тем, что при разрешении данного дела судом допущено нарушение норм материального права и это привело к вынесению незаконного решения, обжалуемое решение подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ с вынесением нового решения об удовлетворении заявления Дашкевич С.В. в указанной выше части.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 декабря 2013 года отменить и принять новое решение, которым требование Дашкевич С.В. частично удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска от 19 августа 2013 года "N" в части доначисления Дашкевич С.В. излишней суммы налога на доходы физических лиц в размере "данные изъяты" рублей и требования об уплате данной суммы.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска устранить нарушение прав заявителя путем предоставления Дашкевич С.В. имущественного налогового вычета в размере "данные изъяты" рублей при продаже доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
В удовлетворении остальной части требований Дашкевич С.В. к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска отказать.
Председательствующий
А.М. Козлов
Судьи
Т.А. Елина
Е.Г. Козина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.