Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Козлова А.М.
судей Козиной Е.Г.
Межевовой Н.И.
при секретаре Цыбульской М.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 18 марта 2014 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 ноября 2013 г.
Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Голоднова Т.Б. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указав, что решением от 19 декабря 2012 г. "N" в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия специального стажа. В специальный стаж не включен период прохождения интернатуры в "данные изъяты". В специальный стаж в календарном исчислении были включены периоды работы в должности врача-психиатра мужского острого отделения N 7, заведующей женского острого отделения N 10 - врача-психиатра, заведующей наркологического мужского отделения N 2 - врача-психиатра ГАУЗ РМ "данные изъяты", курсы повышения квалификации.
Считала отказ во включении указанных периодов в специальный трудовой стаж неправомерным, просила признать незаконным решение начальника от 19 декабря 2012 г. "N" в указанной части, обязать пенсионный орган включить в специальный стаж в календарном исчислении период прохождения интернатуры в "данные изъяты" с 01 августа 1983 г. по 03 августа 1984 г.; в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца периоды работы: в должности врача-психиатра мужского острого
отделения N 7 с 01 января 1985 г. по 31 октября 1985 г., с 01 января 1986 г. по 19 мая 1986 г.; в должности заведующей женского острого отделения N 10 - врача-психиатра с 20 мая 1986 г. по 04 марта 1988 г.; в должности заведующей наркологического мужского отделения N 2 - врача-психиатра с 05 марта 1988 г. по 16 декабря 1989 г. в ГАУЗ РМ "данные изъяты", а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01 ноября 1985 г. по 31 декабря 1985 г.; назначить ей досрочную трудовую пенсию с 10 октября 2012 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 ноября 2013 г. исковые требования Голодновой Т.Б. удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить, ссылаясь на то, что отсутствуют правовые основания для включения в специальный стаж в календарном и льготном исчислении спорных периодов.
В возражениях на апелляционную жалобу Голоднова Т.Б. просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Копылова О.С. доводы жалобы поддержала, истица Голоднова Т.Б., её представитель Шукшина И.А. возразили против доводов жалобы.
Заслушав объяснения представителя ответчика, истицы, её представителя, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке.
Из материалов дела установлено, что Голоднова Т.Б. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии 10 октября 2012 года.
Решением от 19 декабря 2012 г. "N" ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Голодновой Т.Б. отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия специального стажа, необходимого для назначения пенсии, дающего право на досрочную пенсию по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Ф3 N 173 от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Имеется специального стажа 27 лет 9 месяцев 26 дней при требуемом стаже 30 лет.
Истице в специальный стаж не включен (кроме прочих, которые истица не оспаривает) период прохождения интернатуры в "данные изъяты" с 01 августа 1983 г. по 03 августа 1984 г., поскольку не подтверждается занятие штатной должности в качестве врача-интерна.
В специальный стаж в календарном исчислении включены (кроме прочих, которые истица не оспаривает) периоды работы с 01 января 1985 г. по 31 ок
тября 1985 г., с 01 января 1986 г. по 19 мая 1986 г. в должности врача-психиатра мужского острого отделения N 7, с 10 мая 1986 г. по 16 декабря 1989 г. в должности заведующей женского острого отделения N 10 - врача-психиатра "данные изъяты", поскольку отсутствует подтверждение о закреплении работника за обслуживанием сельского населения и повышенная ставка в заработной плате за работу в сельской местности; курсы повышения квалификации с 01 ноября 1985 г. по 31 декабря 1985 г.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и обоснованно признал решение пенсионного органа незаконным.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", (утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 с изменениями от 26 мая 2009 г.) предусмотрена работа в должности врачей-специалистов всех наименований (кроме врачей-статистов), по осуществлению лечебной деятельности в больницах всех наименований.
В период работы истицы в должности врача-интерна применялся Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, в пункте 1 которого предусматривались должность- врачи лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности.
Согласно приложению к приказу Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377 "Положение об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации" (в редакции от 09 октября 2007 г.), врачи-интерны относятся к врачебному персоналу лечебно-профилактических учреждений.
В соответствии с письмом Минтруда Российской Федерации и Пенсионного фонда России от 29 сентября 2000 г.N 3948/1-17, 06-25/8625 при исчислении специального стажа, имевшего место до 01 января 1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет, применялась Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным
образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377, в разделе 3 которой предусмотрены были должности врачей: врач-интерн, врач-стажер, врачи-специалисты.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации 24 апреля 2003 г. N 160, также предусмотрена должность врача-интерна.
С учетом этого, суд первой инстанции, установив, что Голоднова Т.Б. с 01 августа 1983 г. по 03 августа 1984 г. проходила интернатуру в "данные изъяты" в должности врача- интерна- психиатра отделения N 4 на штатной должности с заработной платой 137 рублей 50 копеек в месяц, и, будучи врачом-интерном, исполняла все функциональные обязанности врача-психиатра в отделении N 4 "данные изъяты", пришел к правильному выводу о том, что период её работы с 01 августа 1983 г. по 03 августа 1984 г. подлежит зачету в специальный стаж в календарном исчислении.
При этом суд обоснованно исходил из того, что факт её работы в должности врача-интерна- психиатра отделения N 4 на штатной должности с заработной платой 137 рублей 50 копеек в месяц подтверждается записями в трудовой книжке на имя Голодновой Т.Б., согласно которым, Голоднова Т.Б. зачислена на штатную должность врача-интерна-психиатра для прохождения интернатуры по психиатрии с 1 августа 1983 г.; контрольными карточками по начислению заработной платы за спорный период; протоколом заседания аттестационной комиссии по определению характеристик работы ГАУЗ РМ "данные изъяты" от 13 февраля 2012 г. N 1, которым принято заключение о внесении работодателем изменений в трудовую книжку истицы, а также считать установленным факт работы Голодновой Т.Б. в должности врача-интерна-психиатра с 01 августа 1983 г. по 03 августа 1984 г.; приказом N 33-к от 16.02.2012 г. о внесении изменений в трудовую книжку; справкой, уточняющей характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, которая выдана на основании штатных расписаний за 1983-1989 годы, архивных справок от 16.01.2012 г. и 23.09.2011 г., а также представленными пенсионным органом решениями о зачете периода работы в должности врача-интерна Р.Е.М. и Б.Р.Х., проходившими интернатуру вместе с истицей в "данные изъяты" в оспариваемый период 01 августа 1983 г. по 03 августа 1984 г.
Положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. N 2-П и п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20.12.2005 г. предусмотрено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Действовавшее до 1 ноября 1999 г. пенсионное законодательство предусматривало иной подход к льготному исчислению специального стажа. При определении права на пенсию за выслугу лет медицинским работникам до указанной даты порядок подсчета специального стажа производился по правилам, установленным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", пунктом 2 которого предусмотрено, что работникам здравоохранения, указанным в Списке 1991 г., исчисление выслуги лет производилось по правилам: 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца). То есть стаж лечебной деятельности в сельской местности исчислялся в льготном порядке независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (смешанный стаж).
Данным Списком право на досрочную трудовую пенсию в льготном исчислении предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования и должности, если они имели смешанный стаж.
Согласно справкам: Главы администрации "данные изъяты" сельского поселения Ш.Н.А. от 29 октября 2014 г. N 5439 ГУЗ "данные изъяты" (основание выдачи справки: административно-территориальное деление "адрес" муниципального района) и ГУЗ "данные изъяты" от 22 февраля 2012 г. ГУЗ "данные изъяты" находится на территории поселка "адрес" с 01 января 1985 года, а с 22 февраля 1991 года сотрудникам больницы начали производить доплату к заработной плате за работу в сельской местности.
С учетом этого, поскольку спорные периоды работы истицы проходили в сельской местности и имели место до ноября 1999 г., то судебная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции о включении в специальный стаж истицы в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца периодов работы с 01 января 1985 г. по 31 октября 1985 г., с 01 января 1986 г. по 19 мая 1986 г. в должности врача-психиатра мужского острого отделения N 7, с 20 мая 1986 г. по 04 марта 1988 г. в должности заведующей женского острого отделения N 10 - врача-психиатра, с 05 марта 1988 г. по 16 декабря 1989 г. в должности заведующей наркологического мужского отделения N 2 - врача-психиатра ГАУЗ Республики Мордовия "данные изъяты".
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчислением страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Для отдельных категорий работников, в том числе для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения до ноября 1999 го в льготном исчислении, а с 1 ноября 1999 г. в календарном.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно включил истице в специальный стаж период нахождения её на курсах повышения квалификации с 01 ноября по 31 декабря 1985 г. в льготном исчислении как один год работы за один год работы и три месяца.
Так как на момент обращения истицы в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, с учетом зачтенных ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия периодов работы, а также признанных судом подлежащими зачету оспариваемых периодов работы, Голоднова Т.Б. имела требуемый специальный стаж, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право на назначение досрочной трудовой пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2002 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у истицы возникло с 10 октября 2012 года.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Ссылка апелляционной жалобы пенсионного органа на справку Республиканской психиатрической больницы от 22.02.1991 г. о том, что "данные изъяты" размещена на территории "адрес" сельского совета и к сельской местности стала относится с 22.02.1991 г., отклоняется, поскольку данная справка была предметом рассмотрения суда первой инстанции, опровергается установленными судом обстоятельствами и сделанными на их основе выводами.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, сделанные судом в ходе судебного разбирательства, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит, поэтому оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 ноября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий А.М.Козлов
Судьи Е.Г. Козина
Н.И. Межевова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.