Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе председательствующего Козлова А.М.,
судей Елиной Т.А., Козиной Е.Г.,
при секретаре Цыбульской М.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 апреля 2014 года в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Волкова А.С. к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия (далее - МВД по Республике Мордовия) о признании отказа во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы" на 2014 год незаконным, о признании права на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, и о понуждении включить в список граждан-участников подпрограммы "Жилище" на 2014 год,
по апелляционной жалобе истца Волкова А.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 ноября 2013 года,
Заслушав доклад судьи Козлова А.М., объяснения Волкова А.С. и его представителя Афанасьева С.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя МВД по Республике Мордовия Бочкарева М.В. о законности и обоснованности решения суда, третьих лиц Волкову М.Е., Волкова С.А. и Панькину С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волков А.С. обратился в суд с иском к МВД по Республике Мордовия о признании отказа во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы" незаконным, о признании права на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, и о понуждении включить его в список граждан-участников указанной подпрограммы на 2014 год.
Заявленные требования мотивировал тем, что общая продолжительность его выслуги составляет "данные изъяты" года "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" дней. Со службы в органах внутренних дел он уволен по сокращению штатов. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий он состоит в "данные изъяты" с 16 августа 1989 года. Данные обстоятельства дают ему право на включение в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы" на 2014 год. Однако ответчик отказал включить его в число участников указанной подпрограммы.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 ноября 2013 года Волкову А.С. отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Волков А.С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции" предусматривала, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая в себя Подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 (далее - Правила и Подпрограмма).
Абзацем 7 подпункта "а" пункта 5 Правил предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках Подпрограммы имеют, в том числе граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для разрешения заявленных Волковым А.С. исковых требований являются наличие либо отсутствие необходимого стажа службы, основания увольнения со службы, а также нахождение истца на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, Волков А.С. проходил службу в органах внутренних дел с 11 мая 1989 года по 03 марта 2011 года. На основании приказа "данные изъяты" от 03 марта 2011 года в "N" Истец уволен со службы по пункту "е" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел по сокращению штатов, то есть в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции правильно установил, что выслуга по службе в органах внутренних дел с учетом службы в Вооруженных Силах СССР у Волкова А.С. в календарном исчислении составила "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяца "данные изъяты" дней (л.д. 32).
Определяя продолжительность службы на должностях с федеральным источником финансирования, суд первой инстанции руководствовался пунктом 10 Правил, суммировав периоды службы, включая и службу в Вооруженных Силах СССР, в календарном исчислении.
В соответствии с пунктом 10 указанных выше Правил в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии у истца необходимого стажа для признания за ним права на получение социальной выплаты.
Ссылка в апелляционной жалобе на пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы, является несостоятельной, основанной на неверном толковании норм материального права.
Данная правовая норма регулирует вопросы трудового стажа, а не определяет продолжительность военной службы (службы) необходимой для участия в Подпрограмме, как того требуют положения вышеприведенных Правил.
Отказывая Волкову А.С. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции также исходил из того, что по делу не имеется доказательств, подтверждающих постановку истца на учет на получение жилья в соответствии с указанной выше Подпрограммой.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку он противоречит жилищному законодательству и не подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.
Согласно статье 28 Жилищного кодекса РСФСР (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, Жилищным кодексом и другим законодательством РСФСР.
На основании пункта 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии со статьёй 31 Жилищного кодекса РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
В силу статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)", ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Частью 2 статьи 6 данного Федерального закона от 29 декабря 2004 года предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право стоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктам 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Как следует из материалов дела, Волков А.С. состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий с 18 августа 1998 года. Постановка на учет была осуществлена в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
С момента постановки на учет его жилищные условия не изменились, он продолжает с членами своей семьи (всего "данные изъяты" человека) проживать в общежитии, расположенном по адресу: "адрес". Жилая площадь занимаемой комнаты составляет "данные изъяты" кв.м. (л.д. 47). Другого жилого помещения ни у него, ни у членов его семьи не имеется (л.д. 34-38).
Право истца на нахождение в очереди не оспорено. Также отсутствует решение о снятии Волкова А.С. с данного учета.
Таким образом, в настоящее время он также продолжает оставаться нуждающимся в улучшении жилищных условий, и стоит на учете в качестве такового.
На момент постановки истца органом местного самоуправления на учет, нуждающихся в жилье он являлся сотрудником органов внутренних дел. На тот период времени действовала статья 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции", согласно которой ему жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома должна была быть предоставлена, в том числе органом местного самоуправления в первоочередном порядке.
При этом статьей 35 указанного Закона было предусмотрено, что финансирование милиции в целях реализации прав сотрудников внутренних дел на жилье осуществляется, в том числе, и за счет средств федерального бюджета.
Волков А.С. был поставлен в органе местного самоуправления на учет нуждающихся в жилье как сотрудник милиции на основании его заявления (л.д. 60), к которому им, наряду с другими необходимыми документами, были представлены сведения о его службе в органах внутренних дел.
Согласно спискам очередности на получение жилья за 1993, 1996, 1999, 2004 год истец указан как сотрудник "данные изъяты" (л.д. 8-9, 22-23, 56-57).
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности решения ответчика об отказе Волкову А.С. во включении его в состав Подпрограммы, исходя из положений подпункта "а" пункта 22 Правил. Истец не соответствует требованиям, указанным в подпункте "а" пункта 5 Правил, ввиду отсутствия у него необходимой продолжительности службы - не менее 10 лет.
При таких обстоятельствах состоявшееся решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Волкова А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.М. Козлов
Судьи
Т.А. Елина
Е.Г. Козина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.