Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе председательствующего Старинновой Л.Д.,
судей Елиной Т.А., Козлова А.М.,
при секретаре Щетининой О.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 апреля 2014 года в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Куприянова А.Г. и Куприяновой И.В. к администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья, восстановлении в составе участников районной программы "Социальное развитие села до 2013 года", включении в сводный список участников мероприятий-получателей социальной выплаты в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", возложении обязанности выдать свидетельство о праве на социальную выплату на приобретение жилья,
по апелляционной жалобе Куприянова А.Г., Куприяновой И.В. на решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 16 января 2014 года,
Заслушав доклад судьи Козлова А.М., объяснения представителя истца Куприянова А.Г. - Рамазанова В.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия Лесниковой Н.В. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Куприянов А.Г., действующий в своих интересах и на основании доверенности в интересах Куприяновой И.В., обратился в суд с иском к администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия с требованиями о признании за ним и Куприяновой И.В. права на получение социальной выплаты на приобретение жилья, возложении обязанности восстановить в составе участников районной программы "Социальное развитие села до 2013 года" и выдать свидетельство о праве на социальную выплату на приобретение жилья.
В обоснование требований указал следующее, что он с Куприяновой И.В. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и 27 декабря 2010 года приняты на учет в качестве граждан, имеющих право на государственную поддержку в строительстве (приобретении) жилья. 22 февраля 2011 года они были включены в состав участников федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года".
11 октября 2011 года с использованием ипотечного кредита ими была приобретена в собственность квартира, расположенная по адресу: "адрес". Поскольку они являются участниками указанной федеральной программы, считают, что имеют право на получение социальной выплаты для погашения долга по ипотечному кредиту.
По инициативе суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.
С учетом изменения исковых требований Куприянов А.Г., действующий в своих интересах и в интересах Куприяновой И.В., просил:
признать за ними право на получение социальной выплаты на приобретение жилья,
обязать администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия восстановить их в составе участников районной программы "Социальное развитие села до 2013 года",
на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия возложить обязанность включить их в сводный список участников мероприятий - получателей социальной выплаты в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" и выдать им свидетельство о праве на социальную выплату на приобретение жилья.
Решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 16 января 2014 года Куприянову А.Г. и Куприяновой И.В. отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней истцы Куприянов А.Г. и Куприянова И.В. просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований, ссылаясь на то, что судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Полагают, что им администрацией Чамзинского муниципального района Республики Мордовия не была предоставлена полная и достоверная информация об условиях реализации программы "Социальное развитие села до 2013 года". Считают, что имеют право на получение свидетельства о праве на социальную выплату на приобретение жилья, поскольку на основании поданного заявления были включены администрацией муниципального образования в списки граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий с использованием социальных выплат, следовательно, являлись участниками указанной программы на момент заключения кредитного договора.
В судебное заседание истцы Куприянова И.В., Куприянов А.Г. представитель ответчиков администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия надлежащим образов извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года (далее - Программа)" основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
Данным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Типовое Положение "О предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам" (далее - Типовое Положение).
Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Реализация Программы осуществляется государственными заказчиками с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Государственный заказчик - координатор Программы несет ответственность за реализацию Программы в целом.
Указанное выше Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 Типового положения;
в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать, в том числе на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу).
Использование данных социальных выплат в данном случае возможно только при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником указанных мероприятий (пункт 7 Типового Положения).
В случае использования социальных выплат на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья размер социальных выплат ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
Таким образом, для разрешения заявленных требований юридически значимыми обстоятельствами являются: относятся ли истцы к категории граждан, которым предоставляется в установленном порядке данная социальная выплата, признаны ли они участниками федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" и возникло ли у них право на получение социальной выплаты.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия от 15 января 2011 года "N" Куприянов А.Г. и "данные изъяты" Куприянова И.В. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий на основании подпункта 2 пункта 4 части II Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года N 335 (т.1 л.д. 47).
22 февраля 2011 года Куприянов А.Г. обратился в администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о включении его семьи, "данные изъяты", в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей молодых специалистов в рамках Программы (т.1 л.д.106).
Истцы на момент подачи данного заявления в орган местного самоуправления были зарегистрированы и проживали в сельской местности по адресу: "адрес" (т.1 л.д. 49-57, 61-62).
Согласно Списку участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации Программы, утвержденного 21 марта 2013 года главой администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, Куприянов А.Г. включен в состав данных участников (т. 1 л.д. 235).
В силу пункта 14 Типового Положения органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
На основании пункта 15 Типового Положения органы исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложению N 3, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что к полномочиям органов местного самоуправления относится: проверка правильности оформления документов, представленных заявителем и достоверности содержащихся в них сведений, формирование списков граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, их направление в уполномоченные органы. В данном случае таким уполномоченным органом является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.
В соответствии с пунктами 13 и 16 Порядка реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее - Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 30 марта 2009 года N 118, в орган местного самоуправления обращается претендент на получение социальной выплаты, который включается в список граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий с использованием социальных выплат.
Таким образом, обращение Куприянова А.Г. в администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия и включение его в указанный список не свидетельствует о том, что он стал участником Программы.
Данные действия носят подготовительный характер, поскольку пункт 15 Типового положения и пункты 19-21 Порядка предусматривают, что только уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и утверждают сводные списки участников мероприятий и уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки.
С учетом приведенных правовых норм решение о включении в сводный список принимается уполномоченным органом - по данному делу Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия. Именно данное решение и является подтверждением включения претендента в список участников Программы и с указанного момента у него возникает право на получение социальной выплаты, которое подтверждается свидетельством.
При этом, исходя из пункта 8 вышеуказанного Типового Положения, право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме согласно приложению N 1 к Типовому положению, которое не является ценной бумагой. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты его выдачи.
В соответствии со статьёй 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцами не представлено суду доказательств включения их в сводный список, утвержденный Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.
Довод апелляционной жалобы о том, что подача заявления о включении в состав участников мероприятий является заявлением о признании участником Программы и с этого момента гражданин признается участником мероприятий по улучшению жилищных условий, основан на неверном толковании норм материального права.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 11 октября 2011 года на основании договора купли-продажи Куприяновым А.Г. и Куприяновой И.В. приобретена в общую долевую собственность квартира общей площадью "данные изъяты" кв.м. (т.1 л.д.132-133).
В соответствии с постановлением администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия от 29 апреля 2013 года "N" на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "б" пункта 20 части III "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья", утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года N335 семья Куприяновых была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку они улучшили свои жилищные условия путем приобретения квартиры в общую долевую собственность.
При таких обстоятельствах истцы утратили право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, поскольку перестали соответствовать одному из необходимых условий для участия в Программе, установленных Типовым положением.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства и, исходя из исследованных в судебном заседании доказательств, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцами требований.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их переоценки отсутствуют, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалобы и дополнения к ней не содержат.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 16 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Куприянова А.Г. и Куприяновой И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Д. Стариннова
Судьи
Т.А. Елина
А.М. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.