Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Скипальской Л.И.
Середы Л.И.
при секретаре Крыловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 3 апреля 2014 г. в г. Саранске Республики Мордовия частную жалобу представителя ММО МВД России "Ичалковский" Филякиной А.В. на определение Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 28 февраля 2014 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 8 октября 2013 г. удовлетворен иск прокурора Ромодановского района Республики Мордовия. На Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Ичалковский" (далее - ММО МВД России "Ичалковский") возложена обязанность выполнить в изоляторе временного содержания в отделе полиции N 8 (по обслуживанию Ромодановского района) ММО МВД России "Ичалковский" следующие мероприятия: оборудовать изолятор временного содержания дезинфекционной камерой в соответствии с пунктами 11, 12 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД Российской Федерации N1115, Минздрава Российской Федерации N 475 от 31 декабря 1999 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 24 декабря 2013 г. указанное решение суда оставлено без изменения.
18 февраля 2014 г. Врио начальника ММО МВД России "Ичалковский" Воробьев О.Е. обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 8 октября 2013 г. до 2016 года (т. 2, л.д. 183-188).
Определением Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 28 февраля 2014 г. заявление оставлено без удовлетворения.
В частной жалобе представитель ММО МВД России "Ичалковский" Филякина А.В. с определением суда не согласна, просила его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что судом не приняты во внимание положения федерального законодательства, касающиеся порядка финансирования и выделения денежных средств ММО МВД России "Ичалковский".
В возражениях на частную жалобу прокурор Ромодановского района Республики Мордовия Малый Д.А. просил определение суда оставить без изменения, частную жалобу представителя ММО МВД России "Ичалковский" Филякиной А.В. - без удовлетворения.
В соответствии с положениями части второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемое определение суда не относится к числу определений суда первой инстанции, частные жалобы на которые рассматриваются с извещением лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность определения суда, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 8 октября 2013 г. удовлетворен иск прокурора Ромодановского района Республики Мордовия. На ММО МВД России "Ичалковский" возложена обязанность выполнить в изоляторе временного содержания в отделе полиции N 8 (по обслуживанию Ромодановского района) ММО МВД России "Ичалковский" следующие мероприятия: оборудовать изолятор временного содержания дезинфекционной камерой в соответствии с пунктами 11, 12 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД Российской Федерации N 1115, Минздрава Российской Федерации N 475 от 31 декабря 1999 г. (т. 2, л.д. 31-38, 67-71).
Согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства от "дата" в отношении ММО МВД России "Ичалковский" возбуждено исполнительное производство "N". Предмет исполнения: оборудовать ИВС ОП N 8 (по обслуживанию Ромодановского района) дезинфекционной камерой в соответствии с пунктами 11, 12 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД Российской Федерации N 1115, Минздрава Российской Федерации N 475 от 31 декабря 1999 г. (т. 2, л.д. 196).
Приказом МВД по Республике Мордовия от "дата" "N" приостановлено функционирование ИВС ОП N 8 (по обслуживанию Ромодановского района) с 10 февраля 2014 г. до особого распоряжения (т. 2, л.д. 199).
По смыслу указанного приказа возможность функционирования ИВС ОП N 8 (по обслуживанию Ромодановского района) не исключается.
Согласно сообщению главного бухгалтера ММО МВД России "Ичалковский" от 14 февраля 2014 г. в 2014 году лимитов бюджетных обязательств на проведение капитального ремонта ИВС ОП N 8 (по обслуживанию Ромодановского района) ММО МВД России "Ичалковский" не предусмотрено (т. 2, л.д. 200).
Согласно пояснительной записке объекта "Изолятор временного содержания отдела полиции N 8 (по обслуживанию Ромодановского района) Межмуниципального отдела МВД РФ "Ичалковский" ИВС расположен в подвальном помещении, не соответствует требованиям Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Инструкции "О порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел", утвержденной приказом МВД Российской Федерации N 1115, Минздрава Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 475. Указанные недостатки невозможно устранить в ходе реконструкции и капитального ремонта, вследствие чего представляется необходимым строительство нового ИВС. ООКСиКР УОТО МВД по Республике Мордовия в соответствии с указанием МВД России от 1 июля 2013 г. N1/6129дсп., Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716, подпунктом 17, разработан инвестиционный проект на проектно-изыскательские работы и строительство ИВС (т. 2, л.д. 203).
Согласно паспорту дезинфекционной камеры ВФЭ-2/0.9 СЗМО технические характеристики камеры составляют: длина 1390+/-20, ширина 995+/-16, высота 2020+/-10 (т. 2, л.д. 208).Сопроводительными письмами МВД по Республике Мордовия от 27 июля 2012г., 31 июля 2013 г. подтверждается, что в ГУОООП МВД России направлены сведения для включения в Концепцию развития ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел на 2012-2014 годы, утвержденной приказом МВД России от 5 мая 2012 г. N 405дсп. с приложенными проектами, информацией по каждому изолятору, картографической схемой мест дислокации имеющихся ИВС (т. 2, л.д. 201, 202).
Сопроводительным письмом МВД по Республике Мордовия от 8 февраля 2013г. подтверждается, что в Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России направлен пакет документов для включения проектирования в Государственный оборонный заказ на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов объектов (в том числе и ИВС ОП N 8 (по обслуживанию Ромодановского района) (т. 2, л.д. 206).
Сопроводительными письмами МВД по Республике Мордовия от 17 февраля 2014 г. подтверждается, что в Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России, ГУОООП МВД России направлены сведения о том, что рассмотрен вопрос строительства в 2015-2017 годах объектов капитального строительства, с учетом доведенных ранее лимитов, в том числе и ИВС ПО N 8 (по обслуживанию Ромодановского района) Межмуниципального отдела МВД РФ "Ичалковский" с просьбой включить и согласовать в проектирование и последующее строительство объектов в проект федеральной адресной инвестиционной программы на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов по объектам капитального строительства МВД России (т. 2, л.д. 212, 213).
Других действий, направленных на исполнение решения суда, не произведено.
Рассмотрев заявление должника об отсрочке исполнения решения суда, оценив представленные доказательства в совокупности и исходя из необходимости достижения баланса интересов должника и взыскателя, суд пришел к выводу об отсутствии объективных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, и оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Судом установлено, что представленной перепиской лишь подтверждено обращение руководства МВД по Республике Мордовия с пакетом документов для включения в проектирование в Государственный оборонный заказ строительства ИВС ОП N 8, срок приостановления функционирования ИВС ОП N 8 (по обслуживанию Ромодановского района) ММО МВД России "Ичалковский" не установлен и нет оснований полагать, что приостановка функционирования ИВС продлится до 2016 года.
Судом принято во внимание, что решение суда вступило в законную силу, исключительных причин, препятствующих его своевременному исполнению, не установлено. Кроме того, отсутствие финансирования на указанные цели само по себе не является уважительной причиной, позволяющей отсрочить исполнение решения суда.
Суд правильно учел, что исковое заявление подано прокурором 29 апреля 2013г., то есть уже в мае 2013 года ММО МВД России "Ичалковский" было известно о необходимости проведения мероприятий по устранению нарушений действующего законодательства. Однако, согласно заявлению, лишь в настоящее время подготавливается пакет документов о выделении денежных средств на разработку проектно-сметной документации на 2015 год и на последующее строительство нового ИВС ПО N 8 на период 2016 года.
При этом суд обоснованно не признал достаточными основаниями для предоставления отсрочки исполнения решения суда доводы заявителя об отсутствии технической возможности исполнения решения суда, которые были исследованы и получили оценку в решении суда от 8 октября 2013 г., и разрешении вопроса о возможном строительстве нового изолятора временного содержания отдела полиции N8, что не свидетельствует об отсутствии у заявителя обязанности по обеспечению соблюдения требований Федерального закона от 15 июля 1995 г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в отношении помещения ИВС ПО N 8.
Учитывая, что обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, не установлены, суд правомерно отказал в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 Постановления от 10 октября 2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", по смыслу статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод исполнение судебного решения рассматривается как составляющая "судебного разбирательства". С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Разрешая заявление должника о предоставлении ему рассрочки или отсрочки исполнения решения суда, необходимо находить разумный баланс прав и законных интересов как должника, так и взыскателя. Основания для рассрочки или отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, свидетельствовать о наличии серьезных препятствий к совершению исполнительных действий, а предоставленная рассрочка или отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Выявленные по результатам проведенной прокуратурой проверки и установленные в ходе судебного разбирательства нарушения прав лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, на охрану здоровья, соблюдение санитарно-гигиенических требований, уважение человеческого достоинства, гарантированных статьями 4, 17, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", подлежат устранению в разумный срок.
Изменение срока исполнения решения суда на дату, о которой просит должник, по сравнению с определенным судом (три года со дня, к которому судебное постановление подлежало исполнению), приведенным требованиям не отвечает.
Доводы частной жалобы были предметом исследования и оценки в суде первой инстанции. Им была дана правильная оценка, соответствующая фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции верно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем не находит оснований для отмены оспариваемого определения в пределах доводов частной жалобы.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 28 февраля 2014 г. оставить без изменения, частную жалобу представителя ММО МВД России "Ичалковский" Филякиной А.В. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Л.И. Скипальская
Л.И. Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.