Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2014 г.
(Извлечение)
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании
жалобу государственного инспектора отдела энергетического надзора Ленского управления Ростехнадзора Степанова Н.А. на решение Олекминского районного суда РС (Я) от 20 января 2014 г., которым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Администрации муниципального района "Олёкминский район" PC (Я)
постановлено:
Жалобу Администрации муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
Постановление государственного инспектора отдела энергетического надзора Ленского Управления Ростехнадзора от 9 декабря 2013 года, вынесенное в отношении Администрации муниципального района "Олёкминский район" Республики Саха (Якутия) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации муниципального района "Олёкминский район" Республики Саха (Якутия) прекратить в связи с отсутствием в её действиях состава данного административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав пояснения представителя Ленского Управления Ростехнадзора Поляничко В.В., действующего на основании доверенности от 03.02.2014 г. N ... , суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора отдела энергетического надзора Ленского Управления Ростехнадзора Степанова Н.А. от 09 декабря 2013 года Администрация муниципального района "Олёкминский район" PC (Я) привлечена к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Событием правонарушения явилось невыполнение предписания Ленского управления Ростехнадзора от 05 апреля 2013 года N ... об устранении нарушений законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений в срок до 15 ноября 2013 года, а именно: отсутствие в нарушение требований ст. 19 федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1303 от 6 ноября 1998 года, декларации гидротехнических сооружений "Инженерная защита от паводковых вод г. Олекминска".
Не согласившись с указанным постановлением, и.о. главы Администрации MP "Олёкминский район" В. обратился в Олекминский районный суд РС (Я) с жалобой об отмене данного постановления.
Судом было постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с названным решением суда, государственный инспектор отдела энергетического надзора Ленского Управления Ростехнадзора Степанов Н.А. обратился с жалобой в Верховный суд РС (Я), указывая на неправильную правовую оценку судом представленных доказательств, и необоснованное прекращение производства по делу. Просит решение суда отменить.
В возражении на жалобу глава муниципального района "Олёкминский район" PC (Я) Ф. с доводами жалобы не согласился и просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Ленского Управления Ростехнадзора Поляничко В.В. доводы жалобы должностного лица административного органа поддержал в полном объеме.
Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, не явился. По правилам, изложенным в п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ суд рассматривает жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие участников производства по делу, поскольку имеются данные о их надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела, при этом ходатайства об отложении рассмотрения дела в суд не представлены.
Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, заслушав доводы представителя Ленского Управления Ростехнадзора, суд приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
Согласно ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в период с 18-го по 20 ноября 2013 г. государственным инспектором отдела энергетического надзора Ленского управления Ростехнадзора Степановым Н.А. проведена внеплановая документарная проверка в отношении Администрации муниципального района "Олекминский район" PC (Я) с целью проверки выполнения ранее выданного Ленским управлением Ростехнадзора предписания от 05 апреля 2013 года N ... В ходе данной проверки было установлено неисполнение Администрацией MP "Олекминский район" РС (Я) требований п. 1 предписания, а именно: отсутствие в нарушение требований ст. 19 федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1303 от 6 ноября 1998 года, декларации гидротехнических сооружений "Инженерная защита от паводковых вод г. Олекминска".
По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки N ... от 22 ноября 2013 г.
В связи с чем, на основании ст. 28.3 КоАП РФ государственным инспектором отдела энергетического надзора Ленского управления Ростехнадзора Степановым Н.А. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Администрации муниципального района "Олекминский район" PC (Я), и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья районного суда учитывал, что во исполнение пункта 1 предписания Управления Ленского Ростехнадзора от 5 апреля 2013 года, а именно по отсутствию утвержденной в установленном порядке декларации безопасности гидротехнических сооружений "Инженерная защита от паводковых вод г. Олекминска" в срок до 15 ноября 2013 года, Администрацией района для выполнения предписания Ростехнадзора, принимались соответствующие меры - были направлены письма от 25 апреля 2013 года, 15 мая 2013 года, от 24 июня 2013 года в адрес заместителя председателя Правительства Республики Саха (Якутия) о софинансировании затрат, связанных с проектированием декларации безопасности гидротехнического сооружения, о передвижении графика перечислений субсидий, об ускорении перечислений субсидий. Также представлены договоры, заключенные с ЗАО "Олекминское грузовое автотранспортное предприятие", с проектной организацией - ООО "Гидростройпроект" по разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения "Инженерная защита от паводковых вод г. Олекминска", которая обязалась разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения по объекту "Инженерная защита от паводковых вод г. Олекминска" в срок до 10 ноября 2013 года.
Согласно письму и.о. генерального директора ООО "Гидростройпроект" А. N ... от 15 ноября 2013 года - "Декларация безопасности инженерной защиты от паводковых вод г.Олёкминск" находится на экспертизе в ООО НИПЭЦ "Промгидротехника" (г.Белгород), срок окончания экспертизы январь-февраль 2014 года. В связи задержкой комиссионного преддекларационного обследования объекта из- за погодных условий в Олёкминском районе и длительного рассмотрения в уполномоченных организациях просит продлить сроки согласования и утверждения Декларации безопасности до марта 2014 года.
В связи с чем, главой МР "Олекминский район" 13 ноября 2013 года и 27 ноября 2013 года были направлены письма руководителю Ленского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в которых объясняется вышеуказанная причина невыполнения пункта 1 предписания с просьбой о продлении срока исполнения предписания до 15 марта 2014 года и невынесении административного наказания.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, судья районного суда пришел к выводу о неумышленном невыполнении Администрацией МР "Олекминский район" пункта 1 предписания от 5 апреля 2013 года N ... , поскольку Декларация безопасности гидротехнических сооружений "Инженерная защита от паводковых вод г.Олёкминска" находилась на согласовании и утверждении в ООО "Гидростройпроект", с которым заключен договор.
Прекращение производства по делу было осуществлено судьей районного суда в связи с отсутствием в действиях Администрации МР "Олекминский район" умышленного состава данного правонарушения, поскольку лицом в данном случае были приняты все зависящие от него меры для выполнения пункта 1 предписания Ростехнадзора от 5 апреля 2013 года в установленный срок, что во взаимосвязи с положениями ст.ст. 2.1, 2.2. КоАП РФ исключает возможность установления вины лица в совершенном правонарушении.
Кроме того, суд вышестоящей инстанции при рассмотрении поданной жалобы руководствуется правилами статьи 30.7 КоАП РФ, в содержании которой указываются пределы пересмотра не вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. При этом в силу п. 2 ч. 1 указанной нормы любое изменение постановления либо решения возможно, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Из данной нормы следует, что не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, только в одном случае - когда потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания. Данное разъяснение содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2008 г.
В данном случае жалоба на постановление суда подана должностным лицом административного органа, т.е. по результатам указанной жалобы невозможно ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, путем изменения обжалуемого постановления суда.
Также в данном случае не усматривается законных оснований для отмены обжалуемого постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело, поскольку при разрешении жалобы не установлено существенного нарушения судом первой инстанции процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволившего всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В жалобе, поданной должностным лицом, указание на подобные процессуальные нарушения со стороны суда также отсутствует.
Таким образом, предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления суда в настоящем случае не имеется.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение Олекминского районного суда РС (Я) от 20 января 2014 г. по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Администрации муниципального района "Олёкминский район" PC (Я) оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного суда РС (Я): Л.А. Дмитриева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.