Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Гуриевой Л.М.,
судей Козаевой Т.Д., Бесолова В.Г.,
при секретаре Хубецовой А.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия на решение Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 12 ноября 2013 года, которым постановлено:
исковые требования Г.А.Т. удовлетворить.
Признать охранное обязательство N ... от 06.03.2013 года недействительным.
Признать объект недвижимости, расположенный по адресу: г.Владикавказ, ул ... квартира без номера, не относящимся к объектам культурного наследия.
Заслушав доклад судьи Бесолова В.Г., объяснения представителя Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания Ш.Т.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Г.А.Т. по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания
УСТАНОВИЛА:
Г.А.Т. обратилась в суд с иском к Комитету по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания (далее - Комитет), в котором, уточнив требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просила признать охранное обязательство на объект культурного наследия N ... от 06.03.2013 года недействительным, признать объект недвижимости, расположенный по адресу: г.Владикавказ, ул ... , квартира без номера, не относящимся к объектам культурного наследия.
В обоснование иска указала, что на основании договора купли-продажи от 5 февраля 2013 года ею была приобретена квартира без номера по ул ... в г.Владикавказ. Обременения на указанное жилое помещение на момент заключения договора купли-продажи у прежнего собственника не было. Однако при обращении в Росреестр по РСО-Алания для государственной регистрации договора и перехода права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества уведомлением от 12 февраля 2013 года Г.А.Т. была извещена о приостановлении государственной регистрации ввиду того, что объект имущества, расположенный по адресу: г.Владикавказ, ул ... , квартира без номера, является объектом культурного наследия. В письме от 1 марта 2013 года в адрес Г.А.Т. Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания указал, что дом в г.Владикавказ по ул ... , является объектом культурного наследия региональною значения, памятником истории: "Дом, в котором в 1920 году происходило краевое совещание большевиков Кавказа", на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года N1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР", распоряжения Совета Министров РСФСР от 23 августа 1963 года N3630-р, указа Президента РФ от 5 мая 1997 года "Об уточнении состава объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" и Федерального закона от 25.07.2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". После подписания охранного обязательства на указанный дом право собственности на приобретённую Г.А.Т. в доме квартиру было зарегистрировано Росреестром. Однако Г.А.Т. считала, что её квартира не относится к историческим памятникам, подлежащим охране, так как оно неоднократно беспрепятственно перестраивалось, а в документах на квартиру, в том числе инвентарном деле от 2004 года, нет записи о статусе квартиры (дома) как объекта культурного наследия. Истица считала, что её права собственника нарушены охранным обязательством (обременением).
В судебном заседании Г.А.Т. исковые требования поддержала и пояснила, что паспорт памятника истории и культуры на дом по ул ... заполнен с нарушениями требований нормативных документов, регламентирующих его форму и порядок заполнения. Органами исполнительной власти РСО-Алания спорный объект не вносился в Государственный список объектов культурного наследия в соответствии с Указом Президента РФ N452 от 05.05.1997 года и Законом РСО-Алания N97 от 22.04.1996 года. Кроме того дом не значится в реестре культурных ценностей.
Представитель Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания, извещенный надлежащим образом о слушании дела, в судебное заседание не явился.
Представитель Управления Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ленинским районным судом г.Владикавказ РСО-Алания 12 ноября 2013 года постановлено приведенное выше решение, с которым не согласился Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания.
В апелляционной жалобе Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении требований Г.А.Т. в полном объеме.
Представители третьих лиц - ГУП "Аланиятехинвентаризация" и УФСГРКК по РСО-Алания лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела надлежащим образом и своевременно извещены, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.18 Закона РСФСР от 15 декабря 1987 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры" отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников республиканского значения производится Советом Министров РСФСР по представлению Министерства культуры РСФСР, а к категории памятников местного значения - Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР.
Исключение памятников истории и культуры из числа памятников республиканского и местного значения допускается только по решению Совета Министров РСФСР.
В силу ч.3 ст.64 Федерального закона РФ N73-ФЗ от 25 июня 2002 года к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, отнесены памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Статьёй 48 названного Федерального закона определены особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр и выявленным объектом культурного наследия.
Так при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется:
- органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; - местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
В случае принятия решения об исключении объекта культурного наследия из реестра охранное обязательство собственника объекта культурного наследия прекращает свое действие со дня вступления в силу такого решения (ч.4 ст.48 ФЗ РФ N73-ФЗ от 25.06.2002 года).
Согласно ст.3 Закона РСО-Алания N53 от 24.08.2005 года "О сохранении, использовании и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народа РСО-Алания" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народа Республики Северная Осетия-Алания (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Закона относятся (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Как следует из материалов дела, домовладение, расположенное по адресу: РСО-Алания, г.Владикавказ, ул ... , постановлением Совета Министров РСФСР N1327 от 30 августа 1960 года было внесено в Список исторических памятников, подлежащих охране как памятник государственного значения (в соответствии с ФЗ N73-ФЗ - памятник федерального значения). Распоряжением Совета Министров РСФСР N3630-р от 23 августа 1963 года указанное домовладение (объект культурного значения) было переведено в Список памятников, подлежащих охране как памятники местного значения (в соответствии с ФЗ N73-ФЗ - памятник регионального значения).
В настоящее время домовладение, расположенное по адресу: РСО-Алания, г.Владикавказ, ул ... , как объект исторического и культурного наследия местного (регионального) значения числится в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, где ему присвоен номер (регистрационный код) ... , в ЕГРОКН РФ размещён паспорт дома с приложениями, как памятника истории и культуры. В паспорте на объект указано, что дом построен в 1895 году и в нём проходило Краевое совещание коммунистических организаций Дона и Кавказа 27 - 29 октября 1920 года, имеются исторические сведения об объекте, а также описание памятника как двухэтажного дома с двумя фасадами - один на ул ... , другой на ул ...
Владельцами дома по ул ... являются Д.М.Г., Б.Л.С., В.В.В., Орджоникидзевский финансовый техникум Минфина РФ и истица Г.А.Т. Последняя приобрела (купила) в доме квартиру площадью ... кв.м. без номера у Т.Ф.Т. 5 февраля 2013 года и после подписания охранного обязательства с Комитетом по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания на объект культурного наследия регионального значения ( дом по ул ... ) N ... от 06.03.2013 года зарегистрировала 13 марта 2013 года право собственности на квартиру.
Удовлетворяя требования Г.А.Т. о признании охранного обязательства недействительным и признании объекта недвижимости - квартиры без номера по адресу: г.Владикавказ, ул ... не относящимся к объектам культурного наследия, суд первой инстанции указал, что после исключения дома по ул ... в г.Владикавказ Указом Президента РФ от 5 мая 1997 года из перечня объектов исторического и культурного наследия федерального значения уполномоченным органом (органом исполнительной власти РСО-Алания) во исполнение данного Указа не принималось решение об отнесении этого объекта к категории памятников истории и культуры местного значения. Не проводилась процедура по признанию и регистрации спорного дома как памятника культуры, нет решения уполномоченного органа о признании дома по ул ... историческим и культурным памятником.
С указанными выводами суда коллегия согласиться не может.
Домовладение, расположенное по адресу: РСО-Алания, г.Владикавказ, ул ... , внесено в Список исторических памятников постановлением Совета Министров РСФСР N1327 от 30 августа 1960 года и переведено в Список памятников, подлежащих охране как памятники местного значения распоряжением Совета Министров РСФСР N3630-р от 23 августа 1963 года.
Указом Президента РФ N452 от 05.05.1997 года "Об уточнении состава объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" исключены памятники истории и культуры федерального (общероссийского) значения, включённые в соответствии с Указом Президента РФ N176 от 20.02.1995 года.
Как следует из Указа Президента РФ N176 от 20.02.1995 года "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" и самого перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утверждённого этим указом, домовладение в г.Владикавказ, ул ... не было включено в Перечень (отсутствует в нем).
Следовательно, спорное домовладение является памятником, подлежащим охране как памятник местного (регионального) значения в силу распоряжения Совета Министров РСФСР N3630-р от 23 августа 1963 года, и дополнительного решения о признании его таковым (в соответствии с Указом Президента РФ N452 от 05.05.1997 года) не требовалось.
Вывод коллегии о том, что дом по ул ... является объектом культурного наследия регионального значения основан как на материалах дела: - паспорте памятника истории и культуры; - перечне объектов культурного наследия регионального значения на территории РСО-Алания по состоянию на 01.12.2011 года; - сведениями из интернета по Единому государственному реестру объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, так и на нормах закона, регулирующего спорные правоотношения.
В силу ст. 23 ФЗ РФ N73-ФЗ от 25.06.2002 года исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации: в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления). Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.
Действовавшим на период издания Указа Президента РФ N452 от 05.05.1997 года Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года исключение памятников истории и культуры из числа памятников республиканского и местного значения допускалось только по решению Совета Министров РСФСР (ст.18).
Сведений о том, что уполномоченными органами РСО-Алания и Российской Федерации принималось решение об исключении объекта культурного наследия дома по ул ... из реестра спорное домовладение в материалах дела нет.
Коллегия обращает внимание на то обстоятельство, что не относящейся к объектам культурного наследия суд признал квартиру без номера, находящуюся по адресу: г.Владикавказ, ул ... , принадлежащую истице Г.А.Т., и как следствие этого признал недействительным охранное обязательство N ... от 06.03.2013 года, заключённое между Г.А.Т. и Комитетом по охране и использованию объектов культурного наследия.
Между тем, как следует из материалов дела, памятником истории и культуры является дом (строение) по ул.., а не конкретная квартира, расположенная в ней. Квартира, приобретённая Г.А.Т., никогда не относилась к объектам культурного наследия (мемориальным квартирам, музеям), не значится в ЕГРОКН РФ, не является выявленным объектом культурного наследия. Ответчиком этот факт никогда не оспаривался.
Кроме того оспариваемое охранное обязательство N ... от 06.03.2013 года было заключено с Г.А.Т. как совладельцем дома (владельцем одной из квартир) на здание в г.Владикавказ по ул ... как на объект культурного наследия регионального значения, памятник истории и архитектуры: "Дом, в котором в 1920 году проходило краевое совещание большевиков Кавказа". Аналогичные обязательства были подписаны другими совладельцами (сособственниками) дома.
Следовательно, признание квартиры, принадлежащей Г.А.Т., не относящейся к объектам культурного наследия не может свидетельствовать о недействительности подписанного ею охранного обязательства.
Учитывая изложенное, коллегия считает необходимым отменить решение Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 12 ноября 2013 года на основании п.3 ч.1 ст.330 ГПК РФ - ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований Г.А.Т.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 12 ноября 2013 года отменить и вынести по делу новое решение, которым: исковые требования Г.А.Т. к Комитету по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания о признании охранного обязательства на объект культурного наследия N ... от 06.03.2013 года недействительным, признании объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Владикавказ, ул ... , квартира без номера не относящимся к объектам культурного наследия оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания удовлетворить.
Председательствующий Гуриева Л.М.
Судьи Козаева Т.Д.
Бесолов В.Г.
Справка: гражданское дело рассмотрено Ленинским районным судом г.Владикавказ РСО-Алания под председательством судьи Хадиковой З.Т.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.