Заместитель председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев в порядке надзора жалобу индивидуального предпринимателя И.В. Глухова на постановление судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 26 ноября 2013 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 06 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении заявителя,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 26 ноября 2013 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 06 декабря 2013 года, И.В. Глухов привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности сроком на 30 суток, с временным прекращением эксплуатации отопительного котла "FEROLI".
В надзорной жалобе И.В. Глухов ставит вопрос об отмене вынесенных судебных актов ввиду отсутствия события административного правонарушения.
Изучив материалы дела, доводы заявителя, полагаю, что жалоба подлежит отклонению.
Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, в виде наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, является выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное воздействие на него без специального разрешения.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, являются граждане и должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых могут совершаться выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него в отсутствие специального разрешения либо в нарушение его условий.
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее по тексту - Закон N 96-ФЗ) атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
В статье 1 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) приведено понятие "загрязняющее вещество", под которым понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. При этом понятие "вредное вещество" в указанном законе не установлено. Такое понятие приведено в статье 1 Закона N 96-ФЗ. В частности, под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, содержащихся в атмосферном воздухе и оказывающих в определенных концентрациях вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Для получения разрешения согласно статье 22 Закона N 96-ФЗ индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.12.2010 N 579 утверждён Порядок установления источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию (далее по тексту - Порядок). Этот Порядок применяется, в том числе, при утверждении предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух.
Согласно указанному Порядку (пункты 6, 7, 8) к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию, в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В силу пункта 7 Порядка государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в Приложении 2 к данному Приказу (далее по тексту - Перечень загрязняющих веществ), а также не включенные в Перечень загрязняющих веществ вредные (загрязняющие) вещества, соответствующие одному из критериев, приведенных в пункте 9 настоящего Порядка.
Пунктом 8 Порядка установлено, что Перечень загрязняющих веществ утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на 10 лет и подлежит пересмотру по истечении установленного срока, или не позднее 1 года после вступления в силу международных обязательств Российской Федерации в области охраны окружающей среды, требующих принятия мер государственного регулирования в отношении загрязняющих веществ, отсутствующих в Перечне загрязняющих веществ, если иное не предусмотрено международным договором, или по результатам научных исследований в области охраны окружающей среды, проведенных в установленном законодательством порядке.
Приложение N 2 к вышеуказанному Приказу Минприроды РФ от 31.12.2010 N 579 утвержден Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию (далее - Перечень вредных (загрязняющих) веществ). В соответствии с данным Перечнем к вредным (загрязняющим) веществам относятся, в том числе, азота диоксид, углерода оксид, сажа.
Вредные (загрязняющие вещества) в отношении источников которых требуется разрешение на выброс, приведены в указанном Перечне, и включение веществ в данный Перечень, то есть признание их вредными, не обусловлено какой-либо концентрацией их в атмосферном воздухе.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается только на основании соответствующего разрешения, выданного уполномоченным в области охраны окружающей среды органом.
Под стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух следует понимать любой источник с организационным или неорганизационным выбросом вредных веществ в атмосферу, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности, объекта) индивидуального предпринимателя, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным тогда, когда лицом при осуществлении хозяйственной и иной деятельности эксплуатируются источники выбросов вредных веществ. При этом из приведенных норм не следует, что количество выбросов от данных источников должно быть таковым, чтобы их можно было квалифицировать как загрязнение.
Предельно допустимые выбросы определяются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Данные выбросы устанавливаются уже непосредственно в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В этих разрешениях определяются и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха от его загрязнения лицом, эксплуатирующим в ходе своей хозяйственной деятельности стационарные источники выбросов.
Довод индивидуального предпринимателя И.В. Глухова о неисследованности, недоказанности административным органом количества и концентрации выбрасываемых предприятием загрязняющих веществ, и факта их превышения установленных нормативов, отклоняется, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, является формальным, и не зависит от количественных показателей выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
Из материалов дела следует, что 30 октября 2013 года государственным инспектором РТ по охране природы, старшим специалистом 3 разряда Прикамского ТУ МАПР РТ Р.Н. Гараевым, в соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ, на основании полученных данных, указывающих на событие административного правонарушения, было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. 20 ноября 2013 года государственным инспектором РТ по охране природы Р.Н. Гараевым в отношении индивидуального предпринимателя И.В. Глухова составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому: 13 ноября 2013 года в 10 часов И.В. Глухов, в нарушении статьи 14 ФЗ от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", при эксплуатации производственной базы, расположенной по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, поселок Сидоровка, улица Магистральная, здание 14, в процессе деятельности предприятия, осуществил выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Как следует из представленных материалов, названные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами в совокупности, в том числе протоколом об административном правонарушении (л.д.1); протоколом исследования промвыбросов N 581от 19 ноября 2013 года (л.д.5); объяснениями И.В. Глухова (л.д.4); письменным обращением граждан (л.д.11-12); фотографиями с места происшествия (л.д.9) и другими материалами дела, оцененными судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Факт осуществления предпринимателем в отсутствие специального разрешения деятельности по эксплуатации отопительного котла "FERROLI", в результате которой выделяются вредные вещества, подлежащие обязательному государственному учету и нормированию, подтверждается материалами административного дела.
При этом, как установлено материалами дела, эксплуатация указанного котла непосредственно связана с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В связи с чем доводы жалобы заявителя о том, что в соответствии сертификатом соответствия требованиям ISO 9001:2008 N50 100 6670 на эксплуатацию отопительных котлов "FERROLI" не требуется разрешение, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В рассматриваемом случае вина предпринимателя выразилась в том, что он не предпринял необходимых мер для обеспечения соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, а именно при эксплуатации спорной котельной допустил выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя реальной возможности соблюдать требования законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено. Данных о том, что правонарушение совершено вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне его контроля, заявитель в материалы дела также не предоставил.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, коллегией не установлено.
Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьёй 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен. Наказание назначено индивидуальному предпринимателю по правилам статей 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 8.21 КоАП. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности судьей не установлено.
Существенных нарушений норм права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, не допущено.
Выводы судьей соответствует фактическим обстоятельствам произошедшего и не противоречит нормам материального права.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 26 ноября 2013 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 06 декабря 2013 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя И.В. Глухова, оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя И.В. Глухова - без удовлетворения.
Заместитель
председателя Верховного Суда
Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.