Судья Верховного Суда Республики Татарстан И.Н. Сабитов, при секретаре судебного заседания Д.Р. Гизетдиновой, рассмотрел жалобу К.З. Закирова на решение судьи Московского районного суда города Казани от 28 февраля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя ГУ МЧС России по Республике Татарстан А.Р. Габдеева, возражавшего против удовлетворения жалобы, судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора по пожарному надзору- начальника отдела надзорной деятельности по Московскому району города Казани "Восход" от 23 января 2014 года, оставленным без изменения решением судьи Московского районного суда города Казани от 28 февраля 2014 года, исполняющий обязанности главного врача ГАУЗ "Городская детская больница N1 города Казани" - К.З. Закиров (далее по тексту заявитель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнут административному штрафу в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, К.З. Закиров, просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить.
К.З. Закиров, извещенный о дате, времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении судебного заседания не представил, в связи с чем дело рассмотрено без его участия.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, проверка доводов заявителя свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.
В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
В силу ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту Закон N69-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.38 Закона N69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что К.З. Закирову вменено совершение административных правонарушений в области пожарной безопасности при следующих обстоятельствах.
На основании распоряжений заместителя главного Государственного инспектора города Казани по пожарному надзору N7(0105), N9(0105), N8(0105) от 13 января 2014 года, начальником ОНД по Московскому району города Казани в период с 21 января 2014 года по 22 января 2014 года проведена плановая выездная проверка в отношении ГАУЗ "Городская детская больница N1 города Казани". На момент проверки К.З. Закиров исполнял обязанности главного врача ГАУЗ "Городская детская больница N1 города Казани". В ходе проверки выявлены нарушения пожарной безопасности, а именно: здание стационара по "адрес" не оборудовано каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть (п.14.4 СП 5.13130.2009); помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (НПБ 110-03); отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (НПБ 104-03); на окнах установлены глухие металлические решетки (1 этаж), затрудняющие эвакуацию через аварийные выходы на улицу (СНиП 21-01-97); допущено применение на путях эвакуации горючих материалов для отделки пола (Линолеум) в коридорах (2 и 3 этаж) (СНиП 21-01-97); переходной тоннель из 3-х этажного стационара в 2-х этажный пристрой не отделен противопожарными дверями 2-го типа (ч.1 ст.151 ФЗ N123 от 22.07.2008 г., п.6.7.4 СП 2.13130.2009); люки выходов на кровлю из лестничной клетки не выполнены противопожарным материалом 2-го типа (ч.1 ст.151 ФЗ N123 от 22.01.2008 г., п.8.4* СНиП 21-01-97); в пристрое к стационару дверь архива в подвале не выполнена противопожарной, с пределом огнестойкости не менее ЕI30 (ст.151 ФЗ N123 от 22.01.2008 г., п.6.8.19 СП 2.13130.2009); не осуществлена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения (п.21 ППР РФ), в здании по улице "адрес" помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (НПБ 110-03); отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (НПБ 104-03); на окнах установлены глухие металлические решетки (1 этаж), затрудняющие эвакуацию через аварийные выходы на улицу (СНиП 21-01-97); отсутствует дверь, предусмотренная проектом (тамбур выхода) п.23 п.п. "д" ППР РФ); отсутствуют планы эвакуации людей при пожаре ГОСТ Р 12.2.143-2009 (п.7 ППР РФ), в здании по улице "адрес" помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (НПБ 110-03); отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (НПБ 104-03); на окнах установлены глухие металлические решетки, затрудняющие эвакуацию через аварийные выходы на улицу (п.36 "а" ППР РФ, СНиП 21-01-97); допущено применение на путях эвакуации горючих материалов для отделки пола (Линолеум) в коридорах (СНиП 21-01-97); стены в тамбуре центрального входа отделаны горючими материалами (п6.25 СНиП 21.01-97); отсутствуют планы эвакуации людей при пожаре согласно ГОСТ Р 12.2.143-2009 (п.7 ППР РФ); допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией светильников (п.42 пп. "в" ППР РФ); двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания (п.34 ППР РФ). По результатам проверки 22 января 2014 года начальником отделения надзорной деятельности по Московскому району города Казани в отношении К.З. Закирова составлены протоколы об административных правонарушениях N 0105-2014-0019, 0105-2014-0018, 0105-2014-0017, 0105-2014-0016, 0105-2014-0015, 0105-2014-0014, предусмотренные ч.ч.1,4 ст.20.4 КоАП РФ.
Принимая обжалуемое решение, судья районного суда исходила из обоснованности привлечения К.З. Закирова к административной ответственности. Выводы судьи основаны на том, что Захаров Д.О. является субъектом правонарушения, действия (бездействие) последнего образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1 и 4 ст.20.4 КоАП РФ.
Однако с данным выводом судьи согласиться нельзя.
В силу ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекта, но и его непосредственной причастности к совершению действия, то есть объективной стороны деяния (необходимо доказать, что именно данное лицо совершило административное правонарушение).
Как следует из материалов дела, приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан N905/л от 25 декабря 2013 года, в связи с уходом главного врача ГАУЗ "Городская детская больница N1 города Казани", заместитель главного врача ГАУЗ "Городская детская больница N1 города Казани" К.З. Закиров назначен исполняющим обязанности главного врача ГАУЗ "Городская детская больница N1 города Казани", с 2 января 2014 года по 23 января 2014 года.
Проверка соблюдения ГАУЗ "Городская детская больница N1 города Казани" требований пожарной безопасности была осуществлена в период исполнения К.З. Закировым обязанности главного врача данного учреждения здравоохранения. По факту выявленных нарушений в области пожарной безопасности в отношении К.З. Закирова были составлены протоколы об административном правонарушении. При этом разрешая дело по существу, государственный инспектор по пожарному надзору и судья районного суда исходили из доказанности вины К.З. Закирова в нарушении Правил пожарной безопасности, административная ответственность за которые предусмотрена ч.ч. 1 и 4 ст.20.4 КоАП РФ.
Данный вывод нельзя признать мотивированным.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вместе с тем в протоколах об административном правонарушении и в обжалуемом постановлении административного органа не указаны доводы о том, что в результате ненадлежащего исполнения К.З. Закировым возложенных на него обязанностей главного врача ГАУЗ "Городская детская больница N1 города Казани" были допущены нарушения в области пожарной безопасности.
Также материалы рассматриваемого дела не содержат доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что указанные выше нарушения Правил пожарной безопасности стали возможны именно в результате противоправного, виновного действия (бездействия) К.З. Закирова, временно исполнявшего обязанности главного врача ГАУЗ "Городская детская больница N1 города Казани" на период отпуска последнего.
То есть, административным органом не представлены допустимые доказательства наличия в действиях (бездействии) К.З. Закирова, временно исполнявшего обязанности главного врача ГАУЗ "Городская детская больница N1 города Казани" составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 ст.20.4 КоАП РФ.
Указанное свидетельствует о том, что государственным инспектором по пожарному надзору при рассмотрении дела по существу и судьей районного суда при пересмотре дела по жалобе на постановление должностного лица, требования ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В соответствии с ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение суда нельзя признать обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в виду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесены эти постановление и решение.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ОПРЕДЕЛИЛ:
постановление государственного инспектора по пожарному надзору- начальника отдела надзорной деятельности по Московскому району города Казани "Восход" от 23 января 2014 года и решение судьи Московского районного суда города Казани от 28 февраля 2014, вынесенные в отношении К.З. Закирова по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление и решение.
Жалобу К.З. Закирова удовлетворить.
Судья И.Н. Сабитов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.