Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Соскал О.М., Кунгаа Т.В.,
при секретаре Мангыр С.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. гражданское дело по заявлению Тимофеева В.В. о признании решения начальника 3-го Отдела Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Г. от 17 марта 2013 года N 21 "Об отказе в заключении договора социального найма и снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений" незаконным, признании незаконным исключения из Единого реестра военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем по договору социального найма, на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 24 сентября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Тимофеев В.В. обратился в суд с заявлением о признании решения начальника 3-го Отдела ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 17 мая 2013 года N 21 "Об отказе в заключении договора социального найма и снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений" незаконным и признании незаконным исключения из Единого реестра военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем по договору социального найма, указывая, что основанием отказа в заключении договора социального найма на жилое помещение в виде отдельной ** квартиры, общей площадью ** кв.м., на ** этаже по адресу: **, явилось превышение нормы предоставления жилого помещения, установленной статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", на ** кв.м. с учетом совершения им действий по отчуждению имеющейся у него в собственности 1/2 доли жилого помещения, общей площадью ** кв.м. (1/2 доля - ** кв.м.), находящегося по адресу: **, право собственности на которую прекращено 21 октября 2010 года. На основании обжалуемого решения он исключен из Единого реестра военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем по договору социального найма. С принятым решением и исключением его из списков не согласен и считает, что оно нарушает его права по следующим основаниям. Само решение не содержит сведений о снятии его с учета нуждающихся в получении жилых помещений. В описательной части обжалуемого решения указано, что принятие его на учет произведено незаконно и не должно порождать права на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма. Полагает, что при принятии обжалуемого решения не исследован вопрос о том, что занимаемое им жилое помещение по адресу: **, было обменено на меньшее и разница площади в размере ** кв.м. была сдана в Новосибирскую КЭЧ, то есть полагающаяся ему площадь квартиры была уменьшена. Следовательно, предложенная ему квартира в ** не превышала норму предоставления ему жилой площади, так как ему предложено было жилье площадью ** кв.м., в связи с чем просил приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда и признать его незаконным; признать исключение его из Единого реестра военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильём по договору социального найма, незаконным, восстановить его в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильём по договору социального найма; обязать начальника 3-го Отдела ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина и препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод путем принятия решения о заключении договора социального найма и заключения договора социального найма на жилое помещение в виде отдельной ** квартиры, общей площадью ** кв.м., на ** этаже по адресу: **.
Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 24 сентября 2013 года в удовлетворении заявления Тимофеева В.В. о признании решения начальника 3-го Отдела ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Г. от 17 марта 2013 года N 21 "Об отказе в заключении договора социального найма и снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений" незаконным, признании незаконным исключения из Единого реестра военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем по договору социального найма, отказано.
В апелляционной жалобе заявитель Тимофеев В.В. просит отменить решение суда ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и существенного нарушения норм процессуального права. В обоснование своих доводов указывает, что суд не учел вынужденный характер отчуждения им имущества, то, что обмен квартир происходил по указанию начальника Новосибирской КЭЧ для решения вопроса об улучшении жилищных условий другого военнослужащего - А., а также бывших членов семьи заявителя: В., брак с которой расторгнут в ДД.ММ.ГГГГ году, и несовершеннолетней дочери Б. Сам заявитель остался нуждающимся в получении жилья. Считает, что суд при вынесении решения не мог руководствоваться нормативным документом, а именно Инструкцией о выдаче, учете и хранении справок жилых помещений, утвержденной 12 июля 2011 года N1113, поскольку рассматриваемые судом события имели место в октябре 2010 года. Вывод суда о том, что его права должностным лицом 3-го отдела ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны России не нарушены считает необоснованным.
В заседании суда апелляционной инстанции заявитель Тимофеев В.В. и его представитель Артемьева О.В. апелляционную жалобу полностью поддержали.
Представители 3-го Отдела Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судебная коллегия рассматривает дело в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав истца и его представителя, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как следует из материалов дела, решением N 21 от 17 мая 2013 года начальника 3-его Отдела ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Тимофееву В.В. отказано в заключении договора социального найма на жилое помещение в виде ** квартиры по адресу: **, в связи с превышением нормы предоставления жилого помещения, установленной статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", на ** кв.м. с учетом совершения им действий по отчуждению имеющейся у него в собственности 1/2 доли жилого помещения, общей площадью ** кв.м. (1/2 доля - ** кв.м.), находящейся по адресу: **, право собственности на которую прекращено 21 октября 2010 года.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанном федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 15.1 Закона, норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади обозначенных жилых помещений может превышать размер общей площади жилых помещении, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной выше, но не более чем на 9 кв.м. в общей сложности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ЖК Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности (1пункт 2), являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
По смыслу частей 7 и 8 статьи 57 ЖК Российской Федерации при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности, а также действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет.
Исходя из указанного, следует признать, что в случае отчуждения жилого помещения в определенный период времени, предшествующий предоставлению жилого помещения, размер предоставляемого жилого помещения, рассчитанный по общим правилам, уменьшается на число квадратных метров, равное площади отчуждаемого жилья.
Аналогичный правовой механизм, препятствующий постановке на жилищный учет граждан, которые с намерением приобретения права состоять на таком учете совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, указан и в ст. 53 ЖК РФ.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкции),
Из п. 3 Инструкции следует, что признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно п. 4 Инструкции военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Судом установлено, что Тимофеев В.В. и его дочь Б. являлись, собственниками квартиры, находящейся по адресу: **, по ** доли каждому, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданных 13 октября 2010 года.
20 октября 2010 года Тимофеев В.В. обратился с рапортом к руководителю военного следственного отдела по Новосибирскому гарнизону с просьбой о рассмотрении вопроса о постановке его на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получения жилья).
21 октября 2010 года между Тимофеевым В.В., Б. и А. заключен договор мены квартиры, согласно которому Тимофеев В.В. и его дочь передали в собственность А. квартиру, общей площадью ** кв.м., расположенную по адресу: **, а А., в свою очередь, передала в собственность Тимофеева В.В. и Б. квартиру, общей площадью ** кв.м., расположенную по адресу: **. При этом условиями договора мены предусмотрено, что после заключения договора собственником квартиры по адресу: **, будет являться Б.
Согласно справке о сдаче жилого помещения серии АА N111618 от 01 декабря 2010 года, Тимофеев В.В. сдал разницу ** кв.м. обмененной двухкомнатной квартиры площадью ** кв.м. в **, Министерству обороны Российской Федерации 01 декабря 2010 года.
Из выписки из протокола N6 заседания жилищной комиссии от 21 октября 2010 года военного следственного отдела по Новосибирскому гарнизону следует, что подполковника юстиции Тимофеева В.В. решено поставить на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий (получения жилья), направить документы Тимофеева В.В. в жилищную группу Новосибирской КЭЧ для постановки на электронный учет нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилья).
Из справки государственного учреждения Новосибирской КЭЧ от 09 декабря 2010 года N 4993 следует, что Тимофеев В.В. состоит на компьютерном учете в ГУ Новосибирская КЭЧ на получение постоянной жилой площади.
Согласно извещению о распределении жилого помещения N196467 от 04 апреля 2013 года, Тимофееву В.В. с учетом состава семьи в 1 человек распределено (с учетом права на дополнительную площадь) жилое помещение в виде отдельной ** квартиры общей площадью (без учета площади балконов, лоджий, веранд и террас) ** кв.м. по адресу: **.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь вышеуказанными нормами, учитывая обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что доводы заявителя Тимофеева В.В. о незаконности решения об отказе в заключении договора социального найма, являются необоснованными, поскольку отчуждение жилой площади Тимофеевым В.В. носило не вынужденный, а добровольный характер и не было обусловлено объективными причинами.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильном применении вышеуказанных норм права, подтверждается представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Кроме того, согласно Решению городского Совета Новосибирска от 28.09.2005 года "Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования города Новосибирска", учетная норма площади жилого помещения по г.Новосибирску на момент постановки истца на учет жилищной комиссией в 2010 году составляла ** кв.м. (л.д.105). После обмена жилья по договору мены от 21 октября 2010 года жилая площадь Тимофеева В.В. составляла ** кв.м., что не было меньше учетной нормы, тогда как Тимофеев В.В. с учетом состава семьи из трех человек: супруги В. и дочери Б. мог быть признан нуждающимся, если бы его жилая площадь составляла менее ** кв.м. (п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ).
Доводы заявителя о незаконности его снятия с учета нуждающихся в получении жилых помещений аналогичны доводам, которые выдвигались им при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Мотивы необоснованности этих доводов приведены в решении суда.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного решения, поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 24 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 марта 2014 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.