Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Долгополовой Т.В.,
судей Весёлой И.Н., Вениченко О.В.,
при секретаре Райковой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Алтайского района на решение Алтайского районного суда от 29 ноября 2013 года, которым требования прокурора Алтайского района о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу ч. 3 ст. 52.1 (в части), ст. 47 (в части) Устава муниципального образования Изыхский сельсовет, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Изыхский сельсовет от08 января 2006 года N 22, удовлетворены в части.
Заслушав доклад судьи Весёлой И.Н., объяснения представителя заявителя Васильевой Е.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Алтайского района с учетом уточненных требований обратился в суд с заявлением о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу ст. 47 (в части),ч. 3 ст. 52.1 (в части) Устава муниципального образования Изыхский сельсовет, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Изыхский сельсовет от 08.01.2006 N 22 (далее - Устав), указывая на следующее.Статьей 3 Федерального закона от 30.12.2012 N 289-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) дополнена пунктом 6.1 следующего содержания: "разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации". Пунктом 5 ст.1 Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующая полномочия органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности, дополнена пунктом 7 следующего содержания: "проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания всоответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом". Вместе с тем ст. 47 Устава действует без учета названных изменений, тем самым противоречит федеральному законодательству, ограничивая полномочия органа местного самоуправления. Часть 3 ст. 52.1 Устава муниципального образования Изыхский сельсовет противоречит положениям ч. 8 ст. 5 Закона Республики Хакасия от 20.12.2012 N 123-ЗРХ "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Республике Хакасия" в части срока принятия представительным органом муниципального образования предложений по кандидатурам в новый состав избирательной комиссии муниципального образования со дня опубликования в средствах массовой информации либо обнародования иным способом сообщения о предстоящем формировании избирательной комиссии муниципального образования.
В судебном заседании прокурор Алтайского района Соколов Е.В. требования поддержал.
Представитель Совета депутатов Изыхского сельсовета Кононов А.В. просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении требований прокурора Алтайского района о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу положений ст. 47 Устава муниципального образования Изыхский сельсовет отказал. Признал недействующей с момента вступления решения суда в законную силу часть 3 ст. 52.1 (в части) Устава муниципального образования Изыхский сельсовет.
Прокурор Алтайского района Соколов Е.В. не согласился с решением суда в части отказа в удовлетворении требований об оспаривании ст. 47 (в части) Устава муниципального образования Изыхский сельсовет, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Изыхский сельсовет от 08.01.2006 N22. В апелляционном представлении он просит решение суда в указанной части отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на доводы, аналогичные изложенным в заявлении. Указывает, что отсутствие в Уставе муниципального образования Изыхский сельсовет положений о наличии у органов местного самоуправления поселения полномочий по утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений противоречит положениям Федерального закона N 131-ФЗ, ограничивает права и компетенцию органов местного самоуправления, нарушая тем самым права граждан на осуществление местного самоуправления. Ссылаясь на судебную практику Верховного Суда Российской Федерации, отмечает, что положения ст. 47 Устава муниципального образования Изыхский сельсовет частично воспроизводят нормы большей юридической силы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, что приводит к установлению иного правового регулирования.
В возражениях на апелляционное представление глава Изыхского сельсовета Кононов А.В. выражает согласие с решением суда и прилагает решение Совета депутатов Изыхского сельсовета от 12.11.2013 N 60 о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Изыхский сельсовет, в том числе по оспариваемым прокурором положениям.
Выслушав объяснения представителя заявителя, проверив материалы дела, доводы апелляционного представления, возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования.
На основании ч. 1 ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться: 1) наименование муниципального образования; 2) перечень вопросов местного значения; 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; 6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; 7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; 8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; 9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; 10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующая полномочия органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности, дополнена пунктом 7 следующего содержания: "проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом".
Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ, устанавливающая полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения, дополнена пунктом 6.1, которым к полномочиям органов местного самоуправления отнесены разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 47 Устава закреплена компетенция администрации Изыхского сельсовета.
На момент обращения прокурора в суд с заявлением о признании недействующими оспариваемых положений Устава изменения в муниципальный правовой акт в связи с принятием Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ и от 30.12.2012 N 289-ФЗ внесены не были (л.д. 25-26).
Довод апелляционного представления о том, что на момент обращения прокурора в суд с указанным выше заявлением оспариваемые положения ст. 47 Устава противоречили требованиям федерального закона, следовательно, должны были быть признаны судом первой инстанции недействующими, заслуживает внимания, но не может послужить основанием для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
При подаче возражений на апелляционное представление главой Изыхского сельсовета Кононовым А.В. в материалы дела представлено решение от 12.11.2013 N 60, принятое Советом депутатов Изыхского сельсовета, которым внесены соответствующие изменения в Устав: часть 1 статьи 47 дополнена пунктами 16.1, 16.2, предусматривающими полномочия администрации поселения по проведению осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдаче рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Изменения в Устав зарегистрированы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия 29.11.2013, регистрационный N, обнародованы с 03.12.2013 и в соответствии с пунктом 2 решения Совета депутатов Изыхского сельсовета от 12.11.2013 N 60 вступили в силу после их обнародования (л.д. 68-69, 70).
Таким образом, до вступления решения суда в законную силу, надлежащие изменения в Устав были внесены, в связи с чем судебная коллегия не имеет законных оснований отменить решение суда и принять в соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ новое решение о признании муниципального правового акта недействующим в части, так как на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции противоречия между Уставом и федеральным законом в оспоренной прокурором части устранены.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алтайского районного суда от 29 ноября 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Алтайского района Соколова Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Долгополова Т.В.
Судьи
Весёлая И.Н.
Вениченко О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.