Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Капустиной Т.М., Морозовой В.Н.,
при секретаре Немкове С.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 15 апреля 2014 года апелляционную жалобу истца Фильшина П.Н., действующего в интересах несовершеннолетнего Фильшина Д.П. и апелляционного представления прокурора города Абакана Бауэр О.А. на решение Абаканского городского суда от 27 января 2014 года, которым отказано в удовлетворении иска Фильшина П.Н., действующего в интересах несовершеннолетнего Фильшина Д.П. к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия об обязании обеспечить ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации и предоставить путевку на санаторно-курортное лечение.
Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., объяснения прокурора Минчук И.В. настаивавшей на доводах представления, представителя ответчика Куле О.Н., выразившая согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фильшин П.Н., действуя в интересах несовершеннолетнего Фильшина Д.П., обратился в суд с иском к государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - ГУ - РО ФСС РФ по РХ) об обязании обеспечить ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации и предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, мотивируя требования тем, что Фильшин Д.П. является ребенком-инвалидом и имеет право в рамках индивидуальной программы реабилитации на получение технических средств реабилитации и путевки на санаторно-курортное лечение, которые до настоящего времени ему не представлены. Ссылаясь на Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", полагал, что бездействие ответчика нарушает права его несовершеннолетнего ребенка на предоставление мер социальной поддержки инвалидов. Просил с учетом уточненных требований обязать ответчика предоставить Фильшину Д.П. опору для стояния "Котенок N 2" г. Краснодар и опору для сидения о.ф.к. "Майгоу" для детей с 4 до 12 лет, а также путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год в г. Анапу.
Определением суда от 13 января 2014 года гражданские дела объединены в одно производство.
В судебном заседании истец Фильшин П.Н., действующий в интересах несовершеннолетнего Фильшина Д.П., настаивал на уточненном иске.
Представитель ответчика ГУ - РО ФСС РФ по РХ Куле О.Н. иск не признала.
Суд постановил вышеприведенное решение, с которым не согласен истец Фильшин П.Н., действующий в интересах несовершеннолетнего Фильшина Д.П., и прокурор г. Абакана Бауэр О.А.
В апелляционной жалобе Фильшин П.Н. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении иска о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств имеющих значение для дела. Указывает, что путевка была предложена ответчиком в двадцатых числах декабря 2013 года менее чем за 21 день до даты заезда в санаторий, соответственно он не имел возможности получить санаторно-курортную карту для сына и другие документы необходимые для пребывания в оздоровительном учреждении. Ссылаясь на Медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения взрослых и подростков (кроме больных туберкулезом). Методические указания, утвержденные Минздравом РФ 22 декабря 1999 года N 99/227, указывает, что у его ребенка имеются противопоказания для прохождения реабилитации в санатории "Красноярское Загорье".
В апелляционном представлении прокурор Бауэр О.А. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении иска о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, ссылаясь на нарушение норм материального права. Приводя положения законодательства регулирующего возникшие правоотношения, указывает, что несовершеннолетний Фильшин Д.П. имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение. Материалы дела не содержат доказательств того, что законный представитель несовершеннолетнего письменно отказался от получения предложенной путевки, напротив поездка не состоялась по причине незаблаговременной выдачи путевки ГУ - РО ФСС РФ по РХ. Полагает, что вывод суда о том, что возложения на ответчика по предоставлению ребенку-инвалиду путевки на основании справки от 26 декабря 2012 года на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям - санатории Краснодарского края приведет к неисполнению решения суда, не являлся тем вопросом, который подлежал оценке в ходе настоящего спора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представления прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец отказался от путевки в санаторий "Красноярское Загорье", при этом учел, что отбор санаторно-курортных организаций осуществляется путем проведения закупок, участником которых может стать любое заинтересованное лицо, возложение на ответчика обязанности по предоставлению путевки Фильшину Д.П. в г.Анапу приведет к неисполнимости решения суда и отказал в удовлетворении иска.
Однако с таким выводом согласиться нельзя.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Таким правом обладают, в том числе дети - инвалида, как указано в п. 9 ст. 6.1 Федерального закона N 178-ФЗ.
Статьей 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Согласно ст.6.3 Федерального закона N178 периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг).
Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.
Как видно из вышеприведенных норм права, законодатель, реализуя свои полномочия в Федеральном законе "О государственной социальной помощи" предусмотрел набор социальных услуг, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации. Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка медицинского учреждения о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или иные уполномоченные органы по месту жительства до 1 декабря текущего года (пункты 3.3 и 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан).
Таким образом, Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, закрепляют механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, определяет источник финансирования соответствующих мер, а также порядок обращения гражданина за получением путевки на санаторно-курортное лечение и выдачи такой путевки.
Как видно из материалов, Фильшин Д.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, состоит на учете в детской поликлинике с диагнозом: "данные изъяты"
26 декабря 2012 года Фильшину Д.П. выдана справка формы N 070/у-04 для получения путевки, в которой указано предпочтительное место лечения - санатории Краснодарского края.
Согласно индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида от 21 февраля 2013 года, разработанной Бюро N ФГУ "Главное бюро МСЭ по Республике Хакасия", Фильшин Д.П. нуждается в санаторно - курортном, лечении: профиль - болезни нервной системы, 1 раз в год, любой сезон.
Фильшин П.Н. своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, представив необходимые медицинские документы о нуждаемости его несовершеннолетнего сына в санаторно-курортном лечении.
По смыслу действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться в календарном году и без каких-либо условий.
Пунктом 3.9 Порядка предусмотрено, что территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Согласно сведениям о предоставляемых путевках, срок лечения указан с 29 декабря 2013 года по 18 января 2014 года ( л.д.57).
Из пояснений истца усматривается, что звонок о предоставлении путевки поступил 27 декабря 2013 года, а дата на конверте в котором находилось извещение о предоставляемой путевке, датирована 25 декабря 2013 года, тогда как дата заезда в санаторий 29 декабря 2013 года.
Представитель ответчика Куле О.Н. не представила доказательств опровергающих показания истца, а также иных сроков оповещения истца о путевки.
Таким образом, предложение путевки в санаторий за три дня до даты заезда, то есть с нарушением установленного срока на 18 дней, нарушает права и законные интересы истца.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 09 января 2007 года N 3 ( в ред. от 24 декабря 2007 года N 794) утвержден Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение.
В соответствии с п.1.3,1.4,1.5 лечащий врач определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления, в первую очередь для применения природных климатических факторов, на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований.
При решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, следует учитывать наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах.
Больных, которым показано санаторно-курортное лечение, но отягощенных сопутствующими заболеваниями, либо с нарушениями здоровья возрастного характера, в тех случаях, когда поездка на отдаленные курорты может вредно отразиться на общем состоянии здоровья, следует направлять в близрасположенные санаторно-курортные учреждения, организации (далее - СКО) необходимого профиля.
При наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме N 070/у-04 (далее - справка для получения путевки) (приложение N 2) с рекомендацией санаторно-курортного лечения, о чем лечащий врач лечебно-профилактического учреждения делает соответствующую запись в медицинской карте амбулаторного больного.
В Медицинских показаниях и противопоказаниях для санаторно-курортного лечения детей (кроме больных туберкулезом). Методические указания" (утв. Минздравом РФ 22 декабря 1999 года N 99/231), по заболеванию "данные изъяты" рекомендованы местные санатории (отделения и санатории на бальнеогрязевых курортах: Анапа, Белокуриха, Геленджик, оз.Горькое, Калининградская курортная зона, оз.Карачи, Кашин, Курьи, Ленинградская курортная зона, Липицк, Нальчик, Пятигорск, Сочи, Старая Русса, Увильды, Усолье, Качка, Хилово, Янгантау.
В государственном контракте с ЗАО "Санаторием "Красноярское Загорье" указан профиль - болезни нервной системы детей ( л.д.52).
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Куле О.Н. пояснила, что самостоятельно они не могут изменить санаторий, нужны соответствующие медицинские документы, они такими доказательствами на момент предоставления путевки не располагали.
Учитывая, что Фильшину Д.П. показаны санатории-курорты Краснодарского края, тогда как была предложена путевка в "Санаторий "Красноярское Загорье", а материалы дела не содержат доказательств, позволяющих ответчику предоставить путевку именно в санаторий " Красноярское Загорье", судебная коллегия полагает, что отказ истца от путевки был вызван объективными причинами.
Обращение в суд с вышеуказанным иском направлено на восстановление, как полагает истец, нарушенного права на получение путевки, о чем свидетельствует как исковое заявление, так и пояснения истца в ходе судебных заседаний.
Действительно, Фильшин П.Н. дополнил иск требованием о предоставлении путевки в Анапу.
Проанализировав заявление, пояснения истца, данные в судебном заседании, с учетом доводов жалобы и представления прокурора, судебная коллегия полагает, что истец не отказывался от требований о восстановлении нарушенного права на получении путевки и, поскольку курорты Анапы расположены на территории Краснодарского края, у суда первой инстанции не было оснований для отказа в удовлетворении иска.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что Фильшину П.Н. не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на Федеральный закон от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, без каких либо ограничений. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия полагает необходимым решение суда в части отказа в удовлетворении иска о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение отменить и принять новое об удовлетворении иска в части обязания ответчика обеспечить Фильшина Д.П. путевкой.
Решение суда в части отказа в удовлетворении иска отказано в Фильшина П.Н., действующего в интересах несовершеннолетнего Фильшина Д. к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия об обязании обеспечить ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации сторонами не обжаловано и его законность судебной коллегий в силу ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не проверяется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 27 января 2014 года в части отказа в удовлетворении иска о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение отменить и принять новое.
Обязать государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия обеспечить Фильшина Д.П. путевкой на санаторно-курортное лечение.
В остальной части это же решение оставить без изменения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи Т.М. Капустина
В.Н. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.