Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Морозовой В.Н., Пархомович Г.П.,
при секретаре Майнагашевой Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства труда и социального развития Республики Хакасия Карамашевой Н.Н. на решение Алтайского районного суда от 17 января 2014 года, которым удовлетворены исковые требования Войновой Г.А. к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения Алтайского района", Управлению образования администрации муниципального образования Алтайский район Республики Хакасия о признании права на получение мер социальной поддержки на оплату жилого помещения с отоплением и освещением, обязании произвести перерасчет размера мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением с 27 декабря 2012 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Министерства труда и социального развития Республики Хакасия Мель Т.В., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Войнова Г.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование иска указала, что она как педагогический работник, проживающий в сельской местности, вышедший на пенсию, со стажем педагогической работы более 10 лет, имеет право на получение мер социальной поддержки на оплату жилого помещения с отоплением и освещением. Уведомлением Управления образования администрации муниципального образования Алтайский район от 29.12.2012 года N1632 справка, выданная ей на получение мер социальной поддержки в Государственном казенному учреждению Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения Алтайского района" (далее ГКУ РХ "УСПН Алтайского района") отозвана в связи с тем, что она не имеет права на данную льготу, т.к. на дату выхода на пенсию она не имела права на указанные меры социальной поддержки, не являлась педагогическим работником. Считала данное решение незаконным в связи с тем, что она проработала педагогическим работником в сельской местности более 10 лет, вышла на пенсию по старости и продолжает проживать в сельской местности. Просила обязать произвести перерасчет размера мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением с 27.12.2012 года.
В ходе рассмотрения дела истица поддержала заявленные требования, дополнительно пояснила, что обращение с заявлением в УСПН Алтайского района о предоставлении ей льгот по оплате жилого помещения, как ветерану труда было связано с отказом в предоставлении ранее предоставляемых мер социальной поддержки и имело вынужденный характер. Инициатива отзыва справки о праве на получаемые льготы исходила от руководителя Управления соц. поддержки, куда ее приглашали для беседы. Получаемые льготы, как ветерана труда по оплате жилья значительно ниже.
Представитель ответчика ГКУ РХ "УСПН Алтайского района" Токмашова Н.Ю. просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, пояснила, что истица имеет педагогический стаж работы более 10 лет, проживает в сельской местности, вместе с тем на дату выхода на пенсию по старости, она не была педагогическим работником. Кроме того, истица сама выбрала предоставляемую ей категорию льгот, как ветерану. Предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер. Истицей подано заявление о предоставлении данной льготы. Не усматривает по той же причине оснований для удовлетворения заявленных требований о перерасчете предоставленных мер соц. поддержки с 27.12.2012 года.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Министерства труда и социального развития Республики Хакасия Мель Т.В. полагала, что в удовлетворении заявленных исковых требований Войновой Г.А. следует отказать, пояснила, что истец на момент выхода на пенсию не пользовалась мерами социальной поддержки, не работала в образовательном учреждении.
Представители соответчика - Управления образования администрации муниципального образования Алтайский район Маеркова А.В. и Скрынник Д.Н. полагали, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению. Войнова Г.А. имеет право на получение требуемых льгот, учитывая у нее наличие десятилетнего стажа, как педагогического работника, проживание в сельской местности.
Суд постановил решение, которым признал за Войновой Г.А. право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, проживающему в сельской местности и имеющему педагогический стаж свыше 10 лет.
Обязал Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения Алтайского района" произвести перерасчет размера мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением Войновой Г.А., как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию с 27.12.2012 года.
С решением не согласен представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства труда и социального развития Республики Хакасия Карамашева Н.Н..
В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просила решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указала, что в соответствии с разъяснениями Госкомтруда СССР по труду и социальным вопросам от 28 мая 1985 года, Закона Республики Хакасия от 05 апреля 2011 года N 30 - ЗРХ право на меры социальной поддержки сохраняется за педагогическими работниками, проработавшие в сельской местности более 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами. Полагала, что истец утратила право на меры социальной поддержки с момента увольнения из образовательного учреждения с 27 февраля 1995 года, на момент выхода на пенсию она не являлась педагогическим работником и не пользовалась указанным мерами социальной поддержки.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы истец Войнова Г.А. просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции установил, что Войнова Г.А. в период с 31 августа 1984 года по настоящее время проживает в сельской местности и являлась педагогическим работником. По состоянию на день увольнения с работы 03 сентября 2007 года она имела стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а так же стаж педагогической работы более 10 лет. Пенсия ей была назначена 24 июля 2003 года (л.д.8).
Согласно абзацу 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. "б" п. 6 Постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 28 мая 1985 г. N 154/12-22 были утверждены разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)".
Согласно п. 4 указанных Разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ были внесены изменения в п. 5 ст. 55 Федерального закона "Об образовании". В соответствии с указанными изменениями за педагогическими работниками, проживающими и работающими в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), признано право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 28 Закона Республики Хакасия от 05.07.2013 N 60-ЗРХ "Об образовании в Республике Хакасия" работники образования из числа педагогических работников, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам (за исключением педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций), устанавливаются законом Республики Хакасия и обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия.
Пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 05.04.2011 N 30-ЗРХ "О порядке, размере и условиях возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в Республике Хакасия" (действовавшим на момент рассмотрения спора) право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения имеют педагогические работники, вышедшие на пенсию, если общий стаж их работы в образовательных учреждениях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент выхода на пенсию они имели право на указанные меры социальной поддержки.
В силу ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской федерации в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, которые предоставлялись этим гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 г., а при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Руководствуясь указанным положением, а также правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 958-О-О, согласно которой субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Войнова Г.А., проработавшая педагогическим работником в сельской местности более 10 лет, вышедшая на пенсию по старости, ранее получавшая меры социальной поддержки и продолжающая проживать в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и энергоснабжения в соответствии с п.2 ч.1 ст.1 Закона Республики Хакасия "О порядке, размере и условиях возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в Республике Хакасия".
Доводы ответчика о том, что изменилось правовое регулирование спорного вопроса, не может служить основанием для отмены решения суда в суде апелляционной инстанции, поскольку решение суда постановлено соответствии с действовавшими нормами права.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Исходя изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алтайского районного суда от 17 января 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства труда и социального развития Республики Хакасия Карамашевой Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Топоев А.С.
Судьи Морозова В.Н.
Пархомович Г.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.