Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего - судьи Солоняк А.В.,
судей Долгополовой Ю.В., Пономаревой А.В.,
при секретаре Утробине А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ижевске 13 января 2014 года дело по апелляционной жалобе А.Ш.Г. на решение Сарапульского городского суда УР от 31 октября 2013 года, которым заявление А.Ш.Г. о признании незаконным отказа Администрации г.Сарапула в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, понуждении вынести постановление о принятии на учет в качестве нуждающейся, оставлено без удовлетворения;
заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Солоняк А.В., заслушав объяснения представителя А.Ш.Г. - Г.А.О. (доверенность от 26.01.2012 г., сроком на 3 года), доводы жалобы поддержавшего, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.Ш.Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Главы Администрации г.Сарапула от 02.04.2013 г. в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности на Главу Администрации г.Сарапула вынести постановление о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Требования мотивированы тем, что данные действия Главы Администрации г.Сарапула являются неправомерными, так как жилой дом, в котором проживает А.Ш.Г.., непригоден для проживания, в связи с чем ответчик должен был принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с последующим включением в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Обжалуемыми действиями указанного должностного лица было нарушено право заявителя на льготы, предусмотренные статьёй 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах", на которые А.Ш.Г. имеет право как лицо, имеющее удостоверение ветерана Великой Отечественной Войны.
В ходе рассмотрения дела заявитель А.Ш.Г. уточнила предмет и основание заявленных требований и просила: признать незаконным отказ Администрации г.Сарапула в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязать Администрацию г.Сарапула вынести постановление о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Требования мотивированы тем, что заявитель является вдовой участника Великой Отечественной войны А.М.Г. и в силу этого обстоятельства имеет удостоверение ветерана Великой Отечественной войны. 28.02.2013 г. она, как вдова участника Великой Отечественной войны, обратилась в Администрацию г.Сарапула с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, т.к. дом по адресу: "адрес", в котором она проживает, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, в силу этого обстоятельства она нуждается в жилом помещении. Постановлением Администрации г.Сарапула от 02.04.2013 г. N 838 ей было отказано в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Считает, что эти действия Администрации г.Сарапула являются неправомерными, т.к. она проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, и ее должны принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с последующим включением в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Обжалуемыми действиями Администрации г.Сарапула было нарушено ее право на льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ "О ветеранах", на которые она имеет право.
Заявитель А.Ш.Г. извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась.
Представитель А.Ш.Г. - Г., действующий от её имени на основании доверенности, заявление поддержал.
Представитель Администрации г.Сарапула П.М.В.., действующая на основании доверенности, с заявлением не согласилась.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе А.Ш.Г. ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права, без учета обстоятельств, имеющих значение для дела, неверной оценкой представленных доказательств. Указывает на то, что суд не учел акт ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в УР в г.Сарапуле" от 16.10.2012 г., из которого следует, что жилое помещение не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, в качестве доказательства, подтверждающего, что занимаемое А.Ш.Г. жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Суд не принял во внимание, что в силу преклонного возраста, заявитель не в состоянии провести капитальный ремонт жилого дома. Суд не учел, что обжалуемыми действиями Администрации г.Сарапула фактически нарушено право заявителя на льготы, предусмотренные ст.21 ФЗ от 12.01.1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах", на которые заявитель имеет право, как лицо, имеющее удостоверение ветерана Великой Отечественной войны.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что А.Ш.Г. состояла в браке с А.М.Г. с ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается свидетельством о браке.
Муж А.Ш.Г. А.М.Г ... умер ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается свидетельством о смерти (бланк "данные изъяты"), выданным ДД.ММ.ГГГГ г. Управлением ЗАГС Администрации г. Сарапула УР РФ.
Из имеющихся в деле удостоверений усматривается, что А.Ш.Г. является вдовой участника Великой Отечественной войны.
Свидетельством о государственной регистрации права подтверждается, что А.Ш.Г. является собственником жилого дома, назначение: жилое, 1-этажный, (подземных этажей - 0), общая площадь 51,1 кв.м., инв. N 11542, лит. А,а,К,С,Д, ВД,Г,Б,б, I, II, расположенного по адресу: "адрес".
Из копии паспорта усматривается, что А.Ш.Г., зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по указанному адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ г.
Выпиской из домовой книги от 01.03.2013 г. подтверждается, что кроме заявителя в доме зарегистрированы по месту жительства А.О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и А.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из акта обследования помещения N344 от 30.01.2013 г. усматривается, что жилой дом по адресу: "адрес" находится в частной собственности А.Ш.Г.., дом одноэтажный, общая площадь дома 51,1 кв.м., жилая площадь 35,4 кв.м., фундамент бутовый (сплошной), стены бревенчатые, кровля на крыше шиферная, пол обшит ДВП, покрашен, из-за деформации несущей балки не ровный, потолок обшит ДВП, покрашен, отопление печное, централизованное холодное водоснабжение отсутствует, пользуются водоразборной колонкой, централизованная канализация отсутствует, пользуются холодной не канализованной уборной, в ходе проверки требований пожарной безопасности выявлен ряд нарушений: отопительная печь не исправна, дымоходная труба отопительной печи выполнена из металла, электрические провода в горючей изоляции проложены непосредственно по горючему основанию, соединение токоведущих жил электропроводов выполнены вскрутку без устройства ответвительных коробок; установлено ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом и отдельных его частей; по заключению комиссии имеется необходимость и возможность проведения капитального ремонта конструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик в соответствие в установленными в положении требованиями.
Из письма начальника ОНД г. Сарапула Сарапульского, Камбарского и Каракулинского районов УР К.А.Г. от 21.11.2012 г. следует, что сотрудниками указанного учреждения проведено обследование противопожарного состояния жилого дома по адресу: "адрес", и установлено следующее: отопительная печь неисправна, отсутствует предтопочный лист, дымоходная труба отопительной печи выполнена из металла, противопожарная разделка не соответствует нормам, электрические провода в горючей изоляции проложены непосредственно по горючему основанию, соединения токоведущих жил электропроводов выполнены вскрутку без устройства ответвительных коробок.
Из акта ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в УР" в г. Сарапуле санитарно-гигиенического обследования от ДД.ММ.ГГГГ г. N "данные изъяты" в отношении дома "адрес" следует, что жилое помещение не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, гигиеническим нормативам СанПин 2.1.2.2545-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СанПиН 2.1.2.2801-10 "Изменения и дополнения N 1 к СанПин 2.1.2.2545-10, по отсутствию хозяйственно-питьевого водоснабжения и канализации, жильцы предъявляют жалобы на отсутствие элементов благоустройства.
Из акта, составленного Сарапульским филиалом "Удмуртского республиканского центра технической инвентаризации и учета недвижимого имущества" от ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что при проведении обследования на дату инвентаризации 29.03.2007 г. жилого дома по адресу: "адрес" на предмет ветхости или аварийности выявлено, что общий процент физического износа здания составляет 20%, такой же размер физического износа имеют фундамент, стены, перегородки, перекрытия чердачные междуэтажные, крыша, полы, проемы оконные, проемы дверные, отделка, отопление.
Из заключения межведомственной комиссии от 30.01.2013 г. N 344 (комиссия назначена постановлением Главы Администрации г. Сарапула от 24.03.2006 г. N 717) в отношении жилого дома "адрес" установлено по результатам рассмотренных комиссией документов (технического паспорта дома, документов и актов обследования членами комиссии) и на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик; комиссия приняла заключение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения (жилой дом, расположенный по адресу: "адрес") в соответствии с установленными в положении требованиями.
28.02.2013 г. А.Ш.Г. обратилась с заявлением на имя главы Администрации г. Сарапула о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Постановлением Администрации г. Сарапула от 02.04.2013 г. N 838 А.Ш.Г. установлено, что заявитель является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы, утвержденной Решением Сарапульской городской Думы от 17.03.3011 г. N4-66; Администрацией г.Сарапула на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ А.Ш.Г. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
15.04.2013 года А.Ш.Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет.
Данные обстоятельства следуют из объяснений сторон, подтверждаются соответствующими письменными доказательствами, сторонами не оспариваются.
Отказывая в удовлетворении заявленных А.Ш.Г. требований, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для постановки заявителя на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о правомерности действий органа местного самоуправления, отказавшего в принятии на учет нуждающихся.
Изучив материалы дела, судебная коллегия не соглашается с указанными выводами суда, считая их основанными на неверном применении норм материального права, на неверной оценке представленных доказательств.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 06.05.2010 N 79-ФЗ), членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", для предоставления участнику Великой Отечественной войны мер социальной поддержки в виде предоставления жилья, помимо статуса участника Великой Отечественной войны, необходимо установление факта нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Из материалов дела следует, что А.Ш.Г. является вдовой участника Великой Отечественной войны и, соответственно, относится к кругу лиц, имеющих в соответствии с п. 4 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" право на получение меры социальной поддержки на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Это право удостоверено соответствующим удостоверением, выданным А.Ш.Г. (л.д.24).
Учитывая, что заключением межведомственной комиссии, вынесенным по результатам рассмотренных документов: технического паспорта дома, документов и актов обследования членами комиссии, жилой дом по адресу: "адрес", непригодным для проживания не признан, установлена лишь нуждаемость дома в капитальном ремонте, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания Акмаловой Ш.Г. нуждающейся в жилом помещении по основанию п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
Между тем, судебная коллегия находит указанный вывод суда основанным на неверном толковании норм материального права. Так, Постановлением Правительства от 28.01.2006 г. N47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", определены требования к жилому помещению и основания, по которым оно признается непригодным для проживания.
На основании анализа вышеуказанного Положения, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, и жилое помещение, не отвечающее установленным для жилых помещений требованиям (п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ), не являются равнозначными понятиями; последнее понятие более широкое, поскольку несоответствие жилого помещения требованиям, установленным для жилых помещений, не предполагает обязательного признания жилого помещения непригодным для проживания. Такой вывод делает и Верховный Суд РФ в определении от 22.05.2013 года по делу N74-АПГ13-7.
Пунктом 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Судом установлено, что А.Ш.Г. проживает в жилом доме, расположенном в городе "данные изъяты", при этом в данном городском населенном пункте имеются централизованные инженерные сети: системы водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения. На отсутствие таких сетей Администрация г.Сарапула не ссылается.
В материалах дела имеется акт ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в УР" в г.Сарапуле санитарно-гигиенического обследования от ДД.ММ.ГГГГ г. N "данные изъяты" в отношении дома А.Ш.Г.., из которого следует, что жилое помещение не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, гигиеническим нормативам Сан-Пин 2.1.2.2545-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СанПин 2.1.2.2801-10 "Изменения и дополнения N1 к СанПин 2.1.2.2545-10 по отсутствию хозяйственно-питьевого водоснабжения и канализации. Отсутствие в доме водоснабжения и канализации подтверждено данными технического паспорта на объект индивидуального жилищного строительства (л.д.76-85).
В Акте обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ года, составленном межведомственной комиссией, назначенной постановлением Главы Администрации г.Сарапула N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.73), на основании которого (акта) дано заключение межведомственной комиссии N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ года, также указано на несоответствие помещения санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к жилым помещения, в части отсутствия водоснабжения. (л.д.73, оборот).
Однако, суд первой инстанции не принял во внимание указанные обстоятельства, не дал надлежащей оценки заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в УР" в г.Сарапуле и акту межведомственной комиссии по обследованию помещения от 30.01.2013 года, как доказательствам, подтверждающим несоответствие жилого дома А.Ш.Г. требованиям, установленным для жилых помещений, сославшись лишь на заключение межведомственной комиссии, которым жилой дом непригодным для проживания не признан, ограничив тем самым право заявителя А.Ш.Г. на признание ее нуждающейся в жилом помещении.
Поскольку проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, в силу п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ является самостоятельным основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, то обеспеченность А.Ш.Г. общей площадью жилого помещения более установленной в городе Сарапула Удмуртской Республики учетной нормы, правового значения не имеет.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельств дела, такие как отсутствие у заявителя в силу преклонного возраста, нетрудоспосбности, имущественного положения возможности провести капитальный ремонт, привести жилое помещение в соответствие с предъявляемыми к жилому помещению требованиями, правовой статус А.Ш.Г. относящейся к той категории граждан, обеспечение жильем которых определено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов", проживание А.Ш.Г. в доме, не соответствующем требованиям СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", судебная коллегия приходит к выводу о том, что А.Ш.Г. является нуждающейся в жилом помещении и подлежит принятию на соответствующий учет по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ. Решение органа местного самоуправления об отказе в принятии её на учёт препятствует реализации прав А.Ш.Г. является неправомерным, заявление А.Ш.Г.., предъявленное в суд, подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, решение суда 1 инстанции, принятое по данному делу, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, как постановленное с неправильным применением норм материального права, неверной оценкой представленных доказательств.
Доводы апелляционной жалобы являются обоснованными, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 31 октября 2013 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявление А.Ш.Г. о признании незаконным отказа Администрации г.Сарапула Удмуртской Республики в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности на Администрацию г.Сарапула Удмуртской Республики по принятию на учет в качестве нуждающейся, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации г.Сарапула Удмуртской Республики в принятии А.Ш.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Возложить на Администрацию г.Сарапула Удмуртской Республики принять А.Ш.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного Кодекса РФ, о чем вынести соответствующее распоряжение (постановление).
Апелляционную жалобу А.Ш.Г. удовлетворить.
Председательствующий: А.В.Солоняк
Судьи: А.В.Пономарева
Ю.В.Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.