Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л. и Гулящих А.В.,
при секретаре Шибановой С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске 5 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе Тузеевой Н. К. на решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 21 ноября 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований Тузеевой Н. К., Тузеева А. С., Зиннатшиной О. С. к Администрации Муниципального образования "Город Воткинск" о признании незаконным решения от 07.02.2013 г. N 650 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, понуждении утвердить схему расположения земельного участка "адрес" на кадастровом плане, понуждении ответчика принять решение по заявлению истцов об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., объяснения Тузеевой Н.К. и его представителя Андрюшина А.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации города Воткинска по доверенности простневой А.В., полагавшей доводы жалобы необоснованными,
УСТАНОВИЛА:
Тузеева Н.К., Тузеев А.С., Зиннатшина О.С. обратились в суд с иском к Администрации Муниципального образования "Город Воткинск" (далее МО "город Воткинск") о признании незаконным решения от 07.02.2013 г. N 650 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, понуждении ответчика утвердить схему расположения земельного участка и принять решение о предоставлении в собственность земельного участка в установленный законом срок. Свои требования истцы мотивировали тем, что им на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом "адрес" Земельный участок под объектом недвижимости (кадастровый N N, категория земли населенных пунктов, разрешенное использованием под домами индивидуальной жилой застройки) находится в муниципальной собственности. Истцы с целью дальнейшего приобретения указанного земельного участка в собственность обратились к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане. Письмом от 07.02.2013 г. N 650 Администрация города Воткинска отказала в утверждении схемы в связи с принадлежностью земельного участка к землям лесного фонда. Полагая, что спорный земельный участок находится в черте населенного пункта и не может относиться к иным категориям, просят признать незаконным отказ в утверждении схемы расположении земельного участка, как препятствующий в реализации права на приобретение участка в собственность.
С учетом изменения исковых требований истцы просили суд:
- признать незаконным решение Администрации МО "Город Воткинск" от 07.02.2013г. N650 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане;
- обязать Администрацию МО "Город Воткинск" утвердить схему расположения земельного участка "адрес", на кадастровом плане.
Тузеева Н.К., Тузеев А.С., Зиннатшина О.С. просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Тузеевой Н.К. - Андрюшин А.Н. исковые требования поддержал.
Представитель Администрации МО "Город Воткинск" Простнева А.В. исковые требования не признала.
Третье лицо Коробейников А.Н в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), рассмотрел дело в отсутствие истцов и третьего лица.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Тузеева Н.К. просит решение отменить, иск удовлетворить, ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и как основанных на неправильном толковании норм земельного и лесного законодательства.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрации МО "Город Воткинск" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения явившихся лиц, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, постановленным с правильным применением норм материального и процессуального права.
Из материалов дела следует:
- согласно заявления главе Администрации г. Воткинска от 26.12.2012г. Тузеева Н.К., Зиннатшина О.С., Тузеев А.С. просят утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане, находящегося "адрес" кадастровый номер N площадью 1170 кв.м.
- согласно ответа Администрации г. Воткинска от 07.02.2013г. за N 650 Тузеевой Н.К., Тузееву А.С., Зиннатшиной О.С. в утверждении схемы расположения земельного участка отказано в виду того, что испрашиваемый земельный участок относится к землям Гослесфонда (квартал 152, выдел 21 Березовского участкового лесничества ГКУ УР "Воткинское лесничество
- согласно свидетельств о государственной регистрации права "адрес" от 13.05.2004г. истцы имеют 1/4 долю в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру "адрес" на основании договора на передачу квартиры (дома) в собственность граждан, заключенный с Воткинским лесхозом N 1 от 20.03.2004г.
Указанные обстоятельства установлены пояснениями участников процесса, материалами гражданского дела и сторонами не оспариваются.
Согласно п.2 ст.15 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ), граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 36 ЗК РФ если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу требований пункта 5 статьи 27 ЗКРФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Как усматривается из материалов дела, спорный земельный участок на момент вынесения оспариваемого решения органа местного самоуправления
находился в собственности Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, обладают органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, в соответствии со статьей 84 Лесного кодекса РФ обладают некоторыми полномочиями по осуществлению разработок и утверждения лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В рассматриваемом случае, орган местного самоуправления не обладал полномочиями по распоряжению спорным земельным участком, поскольку собственность на него разграничена и согласно свидетельства о государственной регистрации права N от 22.07.2008г. он являлся лесным и относился к Березовскому участковому лесничеству "адрес") в составе земель населенного пункта (л.д.114). В силу положений ст. 17 ЗК РФ правом на распоряжение спорным земельным участком обладала только Российская Федерация в лице уполномоченных органов, к которому относится Федеральное Агентство лесного хозяйства в соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010г. N 736 "О Федеральном Агентстве лесного хозяйства".
Довод истцов о том, что земли лесного фонда не могут располагаться в черте населенного пункта является необоснованными, в силу следующих обстоятельств.
Действительно, в силу части 2 статьи 83 Кодекса границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6).
В соответствии со ст. 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Из анализа статьи 23 Лесного кодекса РФ вытекает, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки (ч.1).
Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков (ч.2).
Лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ч.3).
Для того, чтобы обладать статусом лесного участка, земельный участок должен быть поставлен на государственный кадастровый учет в качестве такового в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", что не сделано. Однако, в рассматриваемом случае собственность Российской Федерации на спорный земельный участок в соответствии с требованиями части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ зарегистрирована.
Таким образом, включение спорного земельного участка в состав земель населенного пункта не привело к автоматическому прекращению права собственности Российской Федерации.
Некоторое противоречие между имеющейся выпиской кадастрового паспорта земельного участка "адрес" с кадастровым N площадью 1183 кв.м., в котором указана категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием под домами индивидуальной жилой застройки, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 26.12.2005г. и наличием зарегистрированного права Российской Федерации, объясняется тем, что в особых отметках кадастрового паспорта указывается о том, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, т.е. в порядке ст. 11.1 ЗК РФ и описание этих границ земельного участка в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее ФЗ "О государственном кадастре недвижимости") не осуществлено.
Вместе с тем, соответствии с ч. 6 ст. 47 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
К материалам дела приобщена планшетная карта со схемой расположения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда, как относящегося к выделу 21 квартала 152 Березовского участкового лесничества.
В настоящее время, это противоречие устранено,
- согласно повторного, выданного взамен свидетельства: N, свидетельства о государственной регистрации права N от 06.08.2013г. Российская Федерации имеет право собственности на лесной участок Березовского участкового лесничества в кварталах 1-140, 145-148, 157-163, 166-209 (площадь 30308 га);
- согласно ответа на запрос руководителя ГКУ УР "Воткинское лесничество" N от 30.010.2013г. в августе 2013г. осуществлена процедура приведения в соответствие данных свидетельства о государственной регистрации права от 22.07.2008г. N путем внесения изменений, исключающих существование в составе земель лесного фонда Воткинского лесничества лесов, расположенных в границах г. Воткинска (городские леса) на общей площади 1532 га;
Таким образом, спорный земельный участок должен перейти в состав земель населенного пункта, в отношении которых орган местного самоуправления будет иметь полномочия по распоряжению и при отсутствии запрета градостроительных регламентов, истица не лишена возможности повторного обращения к ответчику с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку орган местного самоуправления, отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка, действовал строго в рамках предоставленных ему полномочий и на момент вынесения оспариваемого решения от 07.02.2013 г. N 650 не обладал соответствующими полномочиями в отношении названного земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 21 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тузеевой Н.К. - без удовлетворения.
Председательствующий: В.И. Анисимова
Судьи: И.Л. Глухова
А.В. Гулящих
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.