Заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики Емельянов А.В., рассмотрев жалобу Вдовиной Н.П.
на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике от 23 апреля 2013 года, решение судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 14 июня 2013 года, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 21 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" Вдовиной Н.П.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике от 23 апреля 2013 года, оставленным без изменения решением судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 14 июня 2013 года и решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 21 августа 2013 года, "данные изъяты" Вдовина Н.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.14 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Вдовина Н.П., не согласившись с постановлением и решениями по делу об административном правонарушении, оспорила их, подав жалобу в суд надзорной инстанции.
В жалобе в порядке надзора заявитель указывает, что должность санитарки относится к категории медицинского персонала, оказывающего медицинскую помощь, поэтому оплата труда санитарки в соответствии с действующим законодательством обоснованно произведена "данные изъяты" из средств государственного внебюджетного фонда. Кроме того, Вдовина Н.П. утверждает, что ей не предоставлено необходимого времени для подготовки возражений по акту проверки; при составлении протокола об административном правонарушении она была лишена права дать объяснения.
В соответствии с частью 1 статьи 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению в порядке надзора, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, поступившие в Верховный Суд Удмуртской Республики 5 февраля 2014 года, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике (далее по тексту - административный орган, ТУ "Росфиннадзора в Удмуртской Республике) проведена проверка использования средств, выделенных в 2012 году на оплату медицинским организациям услуг медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, "данные изъяты".
Проверкой выявлено, что в нарушение пункта 8 Правил финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 года N1233, пункта 6 Порядка расходования средств, перечисленных медицинским организациям на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 февраля 2011 года N72н, "данные изъяты" произведено использование средств государственного внебюджетного фонда (Фонда социального страхования РФ), выделенных на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, на оплату труда санитарок родильного отделения, непосредственно не участвовавших в оказании стационарной медицинской помощи женщинам в период родов и послеродовой период.
По результатам проверки составлен акт от 10 апреля 2013 года, протокол об административном правонарушении от 10 апреля 2013 года, вынесено постановление от 23 апреля 2013 года, которым "данные изъяты" Вдовина Н.П. привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 15.14 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 15.14 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) административным правонарушением признается использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Таким образом, для квалификации действий лица по части 2 статьи 15.14 КоАП РФ необходимо установить совокупность следующих фактов, а именно: использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов; данное использование средств государственных внебюджетных фондов осуществлено на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов.
Согласно части 2 статьи 52 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждая женщина в период беременности, во время родов и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
Финансовое обеспечение Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи осуществляется, в том числе, из средств обязательного медицинского страхования (Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 21 октября 2011 года N856).
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N370-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" установлено, что из бюджета Фонда направляются в 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетные трансферты на оплату медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения, медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет.
Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Фонд социального страхования РФ в 2012 году осуществляет оплату медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения, медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 года N1233 утверждены Правила финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни (далее по тексту - Правила N1233).
Правила N1233 устанавливают порядок финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения, медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет.
В соответствии с пунктами 2, 3 Правил N1233 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечисляет средства межбюджетных трансфертов в бюджет Фонда социального страхования РФ, который, в последующем, распределяет данные средства между своими территориальными органами.
Территориальный орган Фонда социального страхования РФ перечисляет на основании заключенного договора средства на оплату услуг медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности (пункт 4 Правил N1233).
ТУ "Росфиннадзора в Удмуртской Республике", судьи, установив, что "данные изъяты" включена в Перечень медицинских организаций, являющихся участниками Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Удмуртской Республики на 2012 года, утвержденной Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 13 февраля 2012 года N45, с "данные изъяты" 1 января 2012 года заключен соответствующий договор, пришли к правильному выводу, что "данные изъяты" является получателем средств государственного внебюджетного фонда - территориального органа Фонда социального страхования РФ (далее по тексту также - Фонд социального страхования).
Порядок расходования медицинскими организациями средств Фонда социального страхования утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Так, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 февраля 2011 года N72н утвержден Порядок расходования средств, перечисленных медицинским организациям на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни (далее по тексту - Порядок N72н).
В силу пункта 2 Порядка N72н расходование средств на оплату услуг, перечисленных территориальными органами Фонда социального страхования РФ, осуществляется медицинскими организациями, оказывающими амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, стационарную помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также осуществляющими диспансерное (профилактическое) наблюдение детей в течение первого года жизни.
Пунктом 6 Порядка N72н установлено, что средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются в соответствии с положением об оплате труда:
а) между врачами-специалистами и средним медицинским персоналом, непосредственно оказывающими амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, между врачами-специалистами, средним и младшим медицинским персоналом, непосредственно оказывающими стационарную помощь женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемого в соответствии с критериями качества медицинской помощи (приложение N2 к Порядку N72н);
б) между врачами-специалистами и средним медицинским персоналом, осуществлявшими диспансерное (профилактическое) наблюдение детей в первые и вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения с момента постановки на диспансерный учет.
Таким образом, денежные средства, полученные медицинскими организациями от Фонда социального страхования, имеют целевой характер и предназначены для оплаты труда следующих лиц:
- врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, непосредственно оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности;
- врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала, непосредственно оказывающих стационарную помощь женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи;
- врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, осуществлявших диспансерное (профилактическое) наблюдение детей в первые и вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения с момента постановки на диспансерный учет.
Использование медицинскими организациями средств, полученных из Фонда социального страхования, на иные цели, в том числе, для оплаты труда иных лиц не допускается.
Как установлено административным органом при рассмотрении дела, а также судьями при пересмотре постановления по делу об административном правонарушении "данные изъяты" в "данные изъяты" года из средств, полученных от Фонда социального страхования, произведена оплата труда санитарок родильного отделения.
Статьей 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что медицинской помощью является комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, под которыми, в свою очередь, понимается, медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Стационарная медицинская помощь, в силу статьи 32 данного закона является, одним из способов оказания медицинской помощи.
Медицинским работником признается физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность (статья 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Под медицинской деятельностью положения данной статьи упомянутого закона понимают профессиональную деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Согласно Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 года N541н, должность санитарки отнесена к должностям младшего медицинского персонала, к санитарке предъявляются следующие требования: среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы.
Распределение денежных средств, полученных от Фонда социального страхования в порядке, предусмотренном Правилами N1233, младшему медицинскому персоналу возможно лишь при непосредственном оказании данной группой работников стационарной помощи женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период и в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемого в соответствии с критериями качества медицинской помощи, предусмотренными приложением N2 (подпункт "а" пункта 6 Порядка N72н).
Между тем, должностные обязанности санитарки, установленные указанным выше квалификационным справочником, а также должностной инструкцией санитарки отделения, не предусматривают непосредственное оказание данной группой медицинского персонала стационарной помощи женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период и не связаны с оценкой качества медицинской деятельности по критериям, указанным в приложении N2 к Порядку N72н.
Исходя из изложенного, санитарки не могут быть получателями средств, выделяемых из Фонда социального страхования.
Таким образом, "данные изъяты" произведены денежные выплаты той категории работников, которая не предусмотрена пунктом 8 Правил N1233 и пунктом 6 Порядка N72н, что является нецелевым использованием средств государственного внебюджетного фонда.
Данные действия "данные изъяты" образуют состав правонарушения по части 2 статьи 15.14 КоАП РФ - использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов.
Вдовина Н.П., выполняя обязанности "данные изъяты", в силу статьи 2.4 КоАП РФ правильно признана должностным лицом, а, следовательно, субъектом правонарушения по части 2 статьи 15.14 КоАП РФ.
Доводы жалобы в порядке надзора в этой части являются несостоятельными.
Указание в жалобе в порядке надзора на то, что Вдовиной Н.П. не предоставлено необходимого времени для подготовки возражений по акту проверки, а при составлении протокола об административном правонарушении она была лишена права дать объяснения, не может повлечь отмену либо изменение постановления и решений по делу.
Так, согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, давать объяснения, Вдовиной Н.П. было разъяснено 10 апреля 2013 года, о чем отобрана соответствующая расписка (л.д.55). Копия акта от 10 апреля 2013 года и копия протокола об административном правонарушении от 10 апреля 2013 года вручена Вдовиной Н.П., о чем имеется ее подпись в названных процессуальных документах (л.д.1-11, 61-64 соответственно).
Следовательно, административным органом при проведении проверки и при возбуждении дела об административном правонарушении нарушение требований КоАП РФ в этой части допущено не было. Отсутствие объяснений Вдовиной Н.П. по выявленным ТУ "Росфиннадзора в Удмуртской Республике" нарушениям свидетельствует о том, что этим правом Вдовина Н.П. не воспользовалась.
Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы и материалов дела, оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела ТУ "Росфиннадзора в Удмуртской Республике", судьями были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление и решения, доказаны.
Постановление о привлечении Вдовиной Н.П. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.14 КоАП РФ, вынесено руководителем административного органа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Вдовиной Н.П. в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 15.14 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы судом надзорной инстанции выносится постановление об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы без изменения, а жалобы, рассмотренной в порядке надзора, без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьями 30.18, 30.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике от 23 апреля 2013 года, решение судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 14 июня 2013 года, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 21 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" Вдовиной Н.П. оставить без изменения, жалобу Вдовиной Н.П. - без удовлетворения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда Удмуртской Республики А.В. Емельянов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.