Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняка А.В.,
судей Рябова Д.В., Долгополовой Ю.В.,
при секретаре Любезновой Н.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 17 февраля 2014 года гражданское дело по иску Банниковой Е. Р. к администрации муниципального образования "Город Ижевск", Министерству образования и науки Удмуртской Республики о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставлении жилого помещения;
по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Удмуртской Республики на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 28 ноября 2013 года, которым постановлено:
"исковые требования Банниковой Е.Р. к администрации муниципального образования "Город Ижевск", Министерству образования и науки Удмуртской Республики о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики включить Банникову Е.Р. в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике и предоставить в пользование Банниковой Е.Р. безвозмездно однократно по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям "адрес" жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, расположенное в "адрес", площадью не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров.
В удовлетворении исковых требований Банниковой Е.Р. к администрации муниципального образования "Город Ижевск" отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Рябова Д.В., объяснения истицы Банниковой Е.Р., не согласившейся с доводами жалобы, просившей решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Банникова Е.Р. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Ижевск", Министерству образования и науки Удмуртской Республики с требованиями о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставлении жилого помещения в пределах "адрес", соответствующего установленным требованиям.
Требования мотивировала тем, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 году она обращалась в Администрацию МО "Город Ижевск" с заявлением о предоставлении жилого помещения, однако ей было отказано по причине наличия закрепленного за ней жилого помещения. В 2013 году она обращалась с аналогичным заявлением, однако ей было отказано по причине достижения 23-летнего возраста. Указанные отказы она считает незаконными. Просила обязать ответчиков поставить её на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот, обязать предоставить ей благоустроенное жилое помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте "адрес" не менее 18 и не более 36 кв. м.
В судебном заседании истица Банникова Е.Р. требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Министерства образования и науки Удмуртской Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом.
Судом в порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель Администрации МО "Город Ижевск" Коробейникова Н.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что Администрация МО "Город Ижевск" не является надлежащим ответчиком по указанному делу.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство образования и науки Удмуртской Республики просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указала, что в связи с изменением законодательства, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот производится в порядке, предусмотренном региональным законодательством, по заявлению таких лиц в соответствии со списком, сформированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по договору специализированного найма), в который истица не была включена, что не было учтено судом первой инстанции. Считает, что судом неправильно применен материальный закон.
В отзыве на апелляционную жалобу истица Банникова Е.Р. указала на несогласие с доводами жалобы, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Судебной коллегией в порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие, представителя Министерства образования и науки Удмуртской Республики, представителя Администрации МО "Город Ижевск", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
При рассмотрении дела судебная коллегия в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ проверяет законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в возражениях на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставлении жилого помещения к ответчику - Администрации г. Ижевска сторонами не оспаривается, в связи с чем его законность и обоснованность в данной части в силу положений части 2 статьи 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии. В данном случае суд второй инстанции связан доводами апелляционной жалобы ответчика Министерства образования и науки Удмуртской Республики. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 ГК РФ недопустимо.
Судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Истица Банникова Е.Р. (до заключения брака - Лекомцева) ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением в Управление муниципального жилья г. Ижевска о постановке её на учет для получения жилья в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в поставке на учет для получения жилья, со ссылкой на наличие у нее закрепленного жилья по адресу: "адрес" (л.д. 14). Аналогичный ответ истица получила ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
Согласно справке Игринского филиала ГУП "Удмурттехинвентаризация" от ДД.ММ.ГГГГ истице на праве собственности принадлежит 1/6 доли в праве на жилое помещение по адресу: "адрес" (л.д. 15).
Согласно ответу Администрация МО " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет для внеочередного получения жилья, со ссылкой на достижение возраста 23 лет (л.д. 21).
Истица имеет постоянную регистрацию по месту жительства по адресу: "адрес", собственником и нанимателем которой не является (общежитие).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах истицы на объекты недвижимого имущества (л.д. 38).
В период с 2006 по 2011 годы истец обучалась в ФГОУ ВПО "Ижевская государственная сельскохозяйственная академия" и получила высшее образование по специальности "Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции" с присвоением квалификации "Технолог сельскохозяйственного производства".
Изложенные обстоятельства установлены на основании письменных доказательств и объяснений участников процесса.
Как следует из материалов дела, Министерство образования и науки Удмуртской Республики не оспаривает, что истица является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проанализировав регулирующее спорные правоотношения законодательство, действовавшее до 01.01.2013, суд пришел к правильному выводу о том, что в силу положений ст. 57 Жилищного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2013, и статей 1 и 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в этой же редакции, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, до достижения возраста 23 лет должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, суд первой инстанции верно отметил, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому в случае признания таких причин уважительными, по мнению суда, право истца на обеспечении его вне очереди жилым помещением должно подлежать защите.
Судом первой инстанции установлено, что до достижения 23-летнего возраста - ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением в Управление муниципального жилья г. Ижевска о постановке её на учет для получения жилья, в чем ей было отказано со ссылкой на наличие закрепленного за ней жилого помещения.
Как следует из материалов дела закрепленное за истицей жилое помещение - двухкомнатная квартира общей площадью 36,9 кв. м, в том числе жилой - 21,7 кв. м, расположенная по адресу: "адрес" По договору на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ данная квартира передана в общую долевую собственность Ш.С.Г. , Ш.Т.С., Ш.Я.С., Ш.С.В. , Ш.Е.С. и Лекомцевой (после вступления в брак - Банниковой) Е.Р. по 1/6 доле каждому. Таким образом, на долю истицы приходится 6,15 кв. м общей площади квартиры.
Решением Игринского районного совета депутатов от 27 декабря 2005 года N10 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Решением городской думы города Ижевска от 28 июля 2005 г. N 349 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв. м и менее общей площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, на момент обращения истицы в администрацию г. Ижевска в собственности истицы находилось 6,15 кв. м общей площади, что менее учетной нормы, установленной как на территории Игринского района Удмуртской Республики, так и г. Ижевска.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом районного суда об уважительности причин отсутствия Банниковой Е.Р. на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Других обстоятельств, свидетельствующих об отсутствие оснований для включения истицы в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике и предоставления в пользование Банниковой Е.Р. безвозмездно однократно по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям "адрес" жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, расположенное в "адрес", площадью не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров, ни в суд первой ни апелляционной инстанции не представлено.
Придя к данному обоснованному выводу, суд первой инстанции, проанализировав положения ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", верно установив фактические обстоятельства, пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство образования и науки Удмуртской Республики, которое, в силу ст.1 Закона Удмуртской Республики является органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения детей-сирот жилыми помещениями и возложил обязанность по включению истицы в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике и обеспечению истицы жильем на данного ответчика.
Удовлетворяя исковые требования Банниковой Е.Р. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, суд исходил из того, что заявление о предоставления жилья было подано истицей в администрацию г. Ижевска в соответствии с действующим на тот момент законодательством. Банникова Е.Р. имеет право на получение жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей, приняла для этого все необходимые меры, право ее не реализовано, изменение законодательства, определяющего порядок предоставления жилого помещения не должно нарушать ее прав и законных интересов. С учетом того, что ответчик, на которого возложена обязанность по проверке наличия или отсутствия у истицы права на получения жилого помещения, доказательств опровергающих достоверность документов, подтверждающих право Банниковой Е.Р. на получение жилья, не представил, суд, удовлетворил требования истицы, о включении Банниковой Е.Р. в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике и предоставлении последней жилого помещения на условиях договора специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия находит данные выводы верными, основанными на правильном применении и толковании регулирующих рассматриваемые правоотношения норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам.
Как следует из материалов дела, истица подавала заявления в 2013 в администрацию МО "Игринский район" и другие республиканские органы о включении ее в республиканский список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и последующего предоставления жилья на условиях специализированного найма, о чем свидетельствуют ответы, имеющиеся в материалах дела (л.д. 17-21), однако ей было необоснованно отказано во включению ее в список лиц, имеющих право на получение жилья.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд неправильно применил нормы материального права, не учел, что обеспечение детей-сирот производится в соответствии с региональным законодательством, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
Законом Удмуртской Республики предусмотрен порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам (ст. 6), в соответствии с которым дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике (далее - Список). В Список подлежат включению лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, достигшие возраста 14 лет. Включение в Список осуществляется на основании заявления. Заявление и документы подаются в орган опеки и попечительства по месту нахождения или месту жительства заявителя, которые формируются данным органом в учетное дело. Орган опеки и попечительства проводит проверку сведений, представленных заявителем, по результатам которой составляет заключение. Заключение и учетное дело направляется органом опеки и попечительства в уполномоченный орган. Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня поступления указанных документов принимает решение о включении лица в Список либо об отказе во включении в Список.
В соответствии со ст. 1 Закона Удмуртской Республики органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
Орган опеки и попечительства входит в структуру органов местного самоуправления. Заявление истицей было подано в орган местного самоуправления, которым незаконно было отказано истице в постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
При этом неправомерное бездействие администрации г. Ижевска, выразившееся в отказе в постановке истицы на учет нуждающихся в получении жилых помещений и последующем неисполнении обязанностей, возложенных на данного ответчика Законом Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года N 8-РЗ, по даче заключения и направлении учетного дела в адрес Министерства образования и науки Удмуртской Республики, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска.
В соответствии с абзацем 2, 3 п.1 ст.8 ФЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем до достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных, в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичная норма содержится в пунктах 3 и 4 ст. 3 Закона Удмуртской Республики.
Таким образом, истицей соблюден порядок, установленный действующим региональным законодательством, а органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот - Министерством образования и науки Удмуртской Республики решение о включении Банниковой Е.Р. в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике не принято.
Поскольку истица достигла возраста 18 лет, окончила учебное заведение, ее право на предоставление жилого помещения не оспорено и не реализовано, вывод суда о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда является правильным.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование материального закона и не являются основаниями для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 28 ноября 2013 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства образования и науки Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.