Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Соловьев Владимир Александрович, с участием представителей Управления Федеральной службы в сфере природопользования по УР Степусь Н.Ф. и Мурзанаева В.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 7 апреля 2014 года дело по жалобе Государственного инспектора по охране природы по УР Степусь Н.Ф. на решение судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 4 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении Павловой О. Т.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора по Удмуртской Республике по охране природы от 15 января 2014 года директор ООО "Парус" Павлова О.Т. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением судьи Можгинского районного суда УР от 04 марта 2014 года по жалобе Павловой О.Т. на постановление по делу об административном правонарушении, постановление должностного лица было отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе на решение судьи районного суда, должностное лицо, вынесшее постановление, просит решение судьи районного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в районный суд. В жалобе указывает, что выводы судьи о том, что по делу отсутствует событие правонарушения, не соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители Управления Федеральной службы в сфере природопользования по УР Степусь Н.Ф. и Мурзанаев В.Б. доводы жалобы подержали в полном объеме.
Выслушав представителя административного органа, изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения состоявшегося по делу решения.
Из материалов дела следует, что Павлова О.Т. привлекается к административной ответственности за то, что ООО "Парус", директором которого является Павлова О.Т. несвоевременно вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду: плата за негативное воздействие за 2 квартал 2013 г. в установленные сроки не внесена, что является нарушением требования ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", устанавливающей, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ является административным правонарушением.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 284-О - платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. По сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа. При этом платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится в том числе размещение отходов производства и потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно п. 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы в том числе за размещение отходов.
В силу п. 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26 января 1993 года, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих в том числе размещение отходов.
Вместе с тем из анализа указанных выше норм закона следует, что обязанность по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду возникает лишь в случае, когда происходит негативное воздействие, которое подпадает под виды, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Данный Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах производства и потребления устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Из материалов дела следует, что в процессе деятельности ООО "Парус" образуется мусор бытовой, люминесцентные лампы, мусор от уборки территории, который храниться в магазине и вывозится на личном транспорте на районную свалку.
Следовательно, ООО "Парус" не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления, и его деятельность не подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды, за которые предусмотрено взимание платы.
Деятельность магазина, в результате которой образуется бытовой мусор, хранящийся в помещении магазина в мусорных мешках, корзинах, а не в специально оборудованных хранилищах либо на прилегающей территории не может признаваться деятельностью по размещению отходов производства и потребления и поэтому не влечет уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Иных обстоятельств, свидетельствующих о том, что деятельность ООО "Парус" связана с негативным воздействием на окружающую среду, по делу не доказано.
Соответственно судья районного суда пришла к правильному выводу о том, что в бездействии Павловой О.Т. отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ поскольку деятельность магазина розничной торговли не связана с размещением отходов производства и потребления, что исключает внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Доводы жалобы на судебное решение нахожу не основанными на законе и не влекущими отмену решения судьи районного суда, поскольку указанные доводы уже были предметом рассмотрения в судебном заседании при проверке законности постановления должностного лица, выводы судьи районного суда в этой части соответствуют закону, оснований для их переоценки не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 04 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу государственного инспектора по охране природы - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Соловьев В.А.
копия верна судья Соловьев В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.