Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Гришиной Г.Н. и Огудиной Л.В.,
при секретаре Киселевой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 18 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Владимире Владимирской области на решение Фрунзенского районного суда города Владимира от 19 ноября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Репиной И. Г. - удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Владимире включить Репиной И. Г. в специальный стаж работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды работы:
- с **** по **** в должности **** в **** в льготном исчислении: один год работы как один год и шесть месяцев;
- с **** по **** в должности ст. **** ****;
- с **** по **** в должности **** в ****;
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****;
- в учебных отпусках с **** по ****, с **** по ****, со **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, со **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Владимире назначить Репиной И. Г. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с ****.
Взыскать с УПФ РФ (ГУ) в г. Владимире Владимирской области в пользу Репиной И. Г. в возврат уплаченной государственной пошлины **** ( ****) рублей.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения представителя УПФ РФ (ГУ) в г. Владимире Бабенковой А.Ю., просившей об отмене решения в обжалуемой части, истца Репиной И.Г., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Репина И.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области о включении в специальный стаж периодов работы с **** по **** в должности **** в **** в льготном исчислении: один год работы как один год и шесть месяцев, с **** по **** в должности ст. **** ****, с **** по **** в должности **** в ****, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, времени нахождения в учебных отпусках с **** по ****, с **** по ****, со **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, со **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, а также о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ****.
В обоснование иска указала, что при обращении в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Владимире Владимирской области за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, она получила отказ, который считает незаконным.
В судебном заседании истец Репина И.Г. поддержала заявленные требования.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Владимире Владимирской области Худоконенко К.В., возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, ссылаясь на то, что в спорные периоды истец не выполняла работу, занятость на которой дает право на досрочную трудовую пенсию по старости. Просила в удовлетворении иска отказать.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Владимире Владимирской области просит решение по делу отменить в части включения в специальный стаж периодов работы с **** по **** в должности **** в **** в части применения к указанному периоду льготного порядка исчисления стажа и периода работы с **** по **** в должности ст. **** ****, а также в части назначения досрочной трудовой пенсии по старости, считая его в этой части постановленным с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Решение суда в части удовлетворения требований Репиной И.Г. о включении в специальный стаж периода работы с **** по **** в должности **** в ****, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, времени нахождения в учебных отпусках с **** по ****, с **** по ****, со **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, со **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
Оснований для проверки решения суда первой инстанции в полном объеме с учетом положений ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ Судебная коллегия не находит. Таким образом, решение в этой части подлежит оставлению без изменения.
Разрешая спор в остальной части и удовлетворяя исковые требования Репиной И.Г., суд правомерно исходил из установленных обстоятельств, свидетельствующих о наличии законных оснований для включения в специальный трудовой стаж истца спорных периодов работы, в том числе периода работы с **** по **** в должности **** в **** в льготном исчислении: один год работы как один год и шесть месяцев.
Данный вывод суда является верным.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Между тем, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" от 22 сентября 1999 года N 1066.
В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
В абзаце 3 пункта 2 данного постановления предусматривалось исчисление выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Согласно Информационному письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 3948/1-17 и Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 сентября 2000 года N 06-25/8625 при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года N 340-1, применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 года N 395, и перечень хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах, содержащийся в Положении об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденном Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377.В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377, указана медицинская сестра.
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 года N 395, предусмотрены больничные учреждения, в том числе больницы центральные (городские, окружные, районные).
Из п. 3.3.5.1 Положения об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года N 377, к хирургическим отделениям стационаров отнесено хирургическое торакальное.
Таким образом, периоды работы в должности среднего медицинского персонала (медицинской сестры) в хирургических торакальных отделениях стационаров центральных районных больниц до ****, согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, подлежат включению в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения для назначения досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении - 1 год работы как один год и 6 месяцев.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, трудовая деятельность Репиной И.Г. в период с **** по **** проходила в **** в должности ****.
Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке (л.д. 12), а также копией уточняющей справки ГУЗ ВО "Областная детская клиническая больница" от **** **** (л.д. 55-57), а также копией приказа по учреждению от **** **** (л.д. 59, 60), и сторонами не оспариваются.
Судом также установлено, что работодателем истца указано сокращенное наименование отделения "торакальное". Однако с момента создания, в том числе в течение спорного периода работы, торакальное отделение Владимирской городской детской больнице скорой помощи имеет хирургический профиль, что подтверждается штатными расписаниями данного учреждения 1981-1983 г.г. Согласно указанным штатным расписаниям в штате учреждения имелось структурное подразделение "хирургическое торакальное на 40 коек". Факт соответствия профиля отделения, в котором работала Репина И.Г. в период с **** по ****, указанным в абзаце 3 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, ответчиком не оспаривается.
Таким образом, в период с **** по **** Репина И.Г. выполняла работу в должности и учреждении, поименованном Списком работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464. При этом такая работа подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в льготном исчислении: один год работы в отделении стационара хирургического профиля как один год работы и 6 месяцев.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности требований истца в части включения в специальный стаж периода ее работы с **** по **** в специальный стаж, дающий право на спорную пенсию, с учетом исчисления данного периода в льготном исчислении, установленном в абзаце 3 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, и удовлетворил их.
Выводы суда подтверждены имеющимися по делу доказательствами, которым суд дал правильную оценку по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Довод жалобы о том, что исчисление специального стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости должно производиться с учетом положений Списка и Правил, действующих в момент выполнения работы, в связи с чем, требования истца о включении в специальный стаж периода работы с **** по **** подлежат оценке с учетом положений Постановления Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, является несостоятельным, основанным на ошибочном толковании положений пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Действительно в период работы истца с **** по **** в должности **** в **** действовало Постановления Совмина СССР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства (вместе с "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам)" от 17 декабря 1959 года N 1397, которым не предусмотрен льготный порядок исчисления указанной работы.
Вместе с тем, согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" от 22 сентября 1999 года N 1066 указанный период работы может быть засчитан в специальный стаж в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, поскольку указанное время относится к периодам работы до 1 ноября 1999 года.
О возможности выбора лицом, обращающимся за назначением пенсии, применить тот или иной нормативный акт, действовавший в спорные периоды, идет речь и в пункте 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 11 декакбря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором возможность льготного порядка исчисления стажа и применения коэффициента 1,6 в связи с осуществлением лечебной деятельности в хирургическом отделении, связывается с волеизъявлением лица, обращающегося за назначением пенсии, пожелавшего при определении права на пенсию применить постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Также судом обоснованно удовлетворено требование истца о включении в специальный стаж периода работы с **** по **** в должности **** ****.
Рассматривая данные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что к спорным правоотношениям может быть применено ранее действовавшее законодательство, согласно которому указанная работа подлежала включению в специальный стаж, дающий право на спорную пенсию.
В период с **** по ****, действовало Постановление Совета Министров СССР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" от 17 декабря 1959 года N 1397, утвердившее Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил ясли-сады к Списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Таким образом, исходя из содержания вышеуказанных норм, а также учитывая положения статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период работы с **** по **** в должности **** **** подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
То обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о праве истца на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее право на досрочную пенсию.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Вывод суда в этой части в полной мере согласуется с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде постановлений и определений в связи с обращениями граждан, исходя из которой законодатель, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен при этом обеспечивать соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы о незаконности применения судом к спорным правоотношениям ранее действовавшего пенсионного законодательства и необоснованном включении в специальный стаж спорных периодов работы истца следует признать несостоятельными.
По состоянию на **** стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения Репиной И.Г. составил 30 лет 28 дней (л.д. 58), в связи с чем, Репина И.Г. имеет право на досрочную трудовую пенсию и на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с указанной даты.
Ссылка в жалобе на Разъяснение Минтруда России от 17 октября 2003 года N 4 не является основанием для отмены решения, поскольку при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ могут применяться положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 N 2-П, определяющие возможность исчисления указанного стажа по нормам, действовавшего до 1 января 2002 законодательства независимо от того, выработал ли гражданин до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично.
Это означает, что исчисление соответствующего стажа за период работы до 1 января 2002 может производиться с учетом правил и норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 N 340-1 и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до указанной даты. Продолжительность стажа на указанную дату значения не имеет.
Кроме того, на 1 октября 1993 года (дата отмены Постановления) истица в силу своего возраста не могла выработать 30 летний стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда города Владимира от 19 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Владимире районе Владимирской области - без удовлетворения.
Председательствующий Судакова Р.Е.
Судьи Гришина Г.Н.
Огудина Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.