Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
и судей Огудиной Л.В., Семенова А.В.,
при секретаре Кузьминых Е.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 06 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Владимира на решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 17 декабря 2013 года, которым постановлено:
Заявление Карзанова А.Е. удовлетворить.
Признать постановление администрации г.Владимира **** от **** "О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г.Владимира и внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акты администрации г.Владимира" незаконным в части п.8.2 о признании Карзанова А.Е. составом семьи **** человека утратившим право быть участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года".
Обязать администрацию г.Владимира устранить допущенное нарушение путем восстановления Карзанова А.Е. составом семьи **** человека в состав участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения представителя ответчика по доверенности Лебедевой С.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу истца Карзанова А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карзанов А.Е. обратился в суд с иском, с учетом уточнения требований, к администрации города Владимира о признании незаконным постановления администрации г.Владимира от **** **** "О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г.Владимира и внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акты администрации г. Владимира" в части п. 8.2 о признании Карзанова А.Е. составом семьи **** человека утратившим право быть участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы " Жилище" на 2011-2015 годы", обязании устранить допущенное нарушение путем восстановления его составом семьи **** человека в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы.
В обоснование требований указал, что в соответствии с постановлением главы г.Владимира от **** **** его семья была признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Постановлением администрации г. Владимира от **** **** его семья вновь была признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Однако постановлением главы г.Владимира от **** он составом семьи **** человека были признаны утратившими право быть участниками указанной подпрограммы. Полагал принятое ответчиком решение незаконным, так как с **** жилищные условия его семьи не изменились, они продолжают проживать в квартире общей площадью **** кв.м, жилой площадью **** кв.м, расположенной по адресу: ****; количество проживающих - **** человек, общая площадь на одного члена семьи составляет менее учетной нормы (12 кв.м). Других жилых помещений на праве собственности не имеют.
В судебном заседании истец Карзанов А.Е. и его представитель адвокат Мартынов А.Б. поддержали требования в полном объеме. Дополнительно пояснили, что наличие у отца супруги истца ФИО1 - ФИО2 **** доли в домовладении **** не имеет для рассмотрения данного дела правового значения, поскольку ФИО2 не является членом молодой семьи, принятой в состав вышеуказанной подпрограммы. Они ведут раздельное хозяйство, имеют отдельные бюджеты. Кроме того, ФИО2 **** подарил свою долю в указанном домовладении своему родному брату ФИО3, который и является с **** ее собственником. Сообщили, что при подаче заявления о включении в состав участников вышеназванной подпрограммы Карзановым А.Е. представлены достоверные сведения о наличии у его супруги с **** года в собственности земельного участка, расположенного по адресу: ****, кадастровый номер ****. В учетном деле имеются копии свидетельства серии **** о государственной регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок с отметкой о принятии его сотрудником ответчика от ****, от ****. Права собственности на дом **** у ФИО1 нет. Государственная регистрация права отсутствует. Ответчиком не представлено каких-либо доказательств, что указанный дом является законченным строительством объектом, сдан в эксплуатацию и на него имеются какие-либо технические документы, подтверждающие как само его наличие как объекта недвижимости, так и его площадь.
Представитель администрации города Владимира по доверенности Лебедева С.В. иск не признала. Пояснила, что на заседании жилищной комиссии при администрации г.Владимира **** (протокол ****) было принято решение считать Карзанова А.Е. составом семьи **** человека утратившим право быть участником вышеназванной подпрограммы ввиду несоответствия условиям, предусмотренным п.п. "б" п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, поскольку при признании нуждающимися в жилых помещениях в **** году, как и в настоящее время Карзанов А.Е. с семьей проживает в ****, где зарегистрировано **** человек. При этом отцу супруги заявителя ФИО2., проживающему совместно с молодой семьей с ****, принадлежит на праве общей долевой собственности ( **** доли в праве - **** кв.м) дом **** общей площадью **** кв.м по ****. Считала, что молодая семья с **** года по настоящее время обеспечена общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более **** кв.м, то есть более учетной нормы. Также указала, что в **** году супруга заявителя - ФИО1 отказалась от приватизации жилья с родителями, ухудшив свои жилищные условия. Дополнительно ссылалась на выписку из ЕГРП от ****, согласно которой супруге истца - ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок в ****, с расположенным на нем жилым домом ****. Выполненные сотрудниками администрации фотографии дома свидетельствуют о наличии в собственности супруги истца указанного домовладения, право собственности на которое, ею не регистрируется именно с целью получения социальной выплаты как участникам названной подпрограммы. При подаче заявления о принятии в качестве нуждающихся в жилых помещениях на учет заявителем указанные сведения представлены не были. Полагала, что заявителем допущено злоупотребление правом и, он правомерно оспариваемым постановлением администрации г. Владимира **** был признан утратившим право быть участником указанной подпрограммы составом семьи **** человека в связи с выявлением в представленных им документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием признания нуждающимся в жилых помещениях. Оспариваемое постановление принято в пределах полномочий администрации г. Владимира, установленных п.п.15-18 вышеназванных Правил и с соблюдением установленного порядка принятия.
Судом постановлено указанное выше решение
Представителем администрации города Владимира подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, поскольку судом неправильно применены нормы материального права и определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Апелляционное рассмотрение проведено в отсутствие третьего лица Карзановой Ю.С., извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу положений ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Согласно п.п. "ж" и "к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы", в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
В связи с окончанием срока действия указанной выше Программы, Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к данной подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, её целью является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома. Объемы финансирования указаны в Приложениях N 1 и N 4 к Программе.
Согласно п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (в редакции Постановления Правительства РФ от 14.07.2011 N 575) участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч.1 ст.51 ЖК РФ в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п.1,п.2).
Пунктом 18 названных выше Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы: а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил; б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 14.07.2011 N 575); в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, **** между Карзановым А.Е. и Карзановой ( ****) Ю.С. зарегистрирован брак. В настоящее время от брака Карзановы имеют двух несовершеннолетних детей: ФИО4., **** года рождения, и ФИО5 **** года рождения.
**** Карзанов А.Е. обратился в администрацию г.Владимира с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении составом семьи **** человека (Карзанов А.Е., **** года рождения (супруг), Карзанова Ю.С., **** года рождения (супруга), и их несовершеннолетняя дочь ФИО5, ****года рождения), как обеспеченного жилым помещением менее учетной нормы, приложив необходимые документы.
Постановлением Главы администрации г.Владимира от **** **** "О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г.Владимира" семья истца в составе **** человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.51 ЖК РФ в целях участия в федеральной целевой программе "Жилище".
Постановлением главы города Владимира от **** **** на основании заявления Карзанова А.Е. от ****, его семья признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
После окончания срока действия указанной выше программы, семья Карзанова А.Е. на основании его заявления и представленных документов была признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и включена в Список молодых семей, признанных участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы под ****, утвержденный постановлением администрации г.Владимира от **** ****.
На момент признания семьи истца нуждающимися в улучшении жилищных условий, согласно выписки из домовой книги от **** Карзанов А.Е с семьей в составе **** человек зарегистрирован и проживал в квартире общей площадью **** кв.м, расположенной по адресу: ****, где также зарегистрированы с **** отец супруги заявителя - ФИО2, мать супруги заявителя - ФИО6 и брат супруги заявителя - ФИО7
Супруги ФИО6, ФИО2 и их сын ФИО7 с ****
**** являются собственниками указанной выше квартиры (на праве общей совместной собственности) на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от ****, выданного агентством по приватизации жилищного фонда г.Владимира. При приватизации указанной квартиры **** (Карзанова) Ю.С. отказалась от своего права на участие в ней.
Карзанов А.Е. до **** был зарегистрирован по месту жительства в квартире общей площадью **** кв.м, расположенной по адресу: ****, принадлежащей на праве собственности его отцу ФИО8
Также супруге заявителя Карзановой Ю.С. на праве собственности на основании договора дарения земельного участка от ****, заключенного с ФИО2, принадлежит земельный участок категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью **** кв.м, с кадастровым номером ****, расположенный по адресу: ****, на земельном участке расположен жилой дом ****.
Право собственности на дом **** ни за кем не зарегистрировано, сведения о площади дома отсутствуют.
Все перечисленные выше документы были представлены Карзановым А.Е. как в **** году при принятии на учет нуждающихся в целях участия в программе "Жилище" на 2002-2010 годы, так и при включении его в состав участников новой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Постановлением администрации города Владимира от **** **** по результатам рассмотрения протокола заседания жилищной комиссии при администрации г.Владимира от **** **** Карзанов А.Е. составом семьи **** человека был признан утратившим право быть участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года, в связи с не соответствием условиям, предусмотренным подпунктом "б" п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в связи с выявлением в представленным документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием признания нуждающимися в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего признание граждан нуждающимися, при решении вопроса о признании нуждающимися.
Согласно протоколу **** заседания жилищной комиссии при администрации г.Владимира от **** выявленные в представленных документах сведения, не соответствующие действительности и послужившие основанием признания нуждающимися в жилых помещениях, а также неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего признание граждан нуждающимися при решении вопроса о признании нуждающимися выразились в не представлении сведений о наличии у отца супруги заявителя - ФИО2, проживающего по тому же адресу, что и молодая семья, с **** на праве собственности **** доли в праве общей долевой собственности на жилой дом **** общей площадью **** кв.м по ****, в связи с чем семья Карзанова А.Е., как следует из выводов жилищной комиссии, с **** года по настоящее время обеспечена общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более **** кв.м (учетная норма установлена решением Владимирского городского Совета народных депутатов от **** ****).
Иных оснований для признания Карзанова А.Е. утратившим право на участие в названной выше подпрограмме в протоколе заседания жилищной комиссии не содержится.
Верно установив и проанализировав изложенные выше обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь правовыми нормами, закрепленными в постановлениях Правительства РФ от 28.02.2002 N 638, от 17.10.2010 N 1050, Правилами к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы, положениями Жилищного кодекса РФ, пришел к обоснованному выводу о незаконности решения администрации города Владимира о признании семьи Карзанова А.Е. составом из **** человек утратившими право быть участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Данный вывод суда основан на верном применении норм материального права и соответствует обстоятельствам дела.
При этом суд правомерно исходил из того, что ФИО2 не является членом молодой семьи заявителя Карзанова А.Е. ни по смыслу Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, ни согласно ч.1 ст.31 ЖК РФ, ни в силу установленных по делу обстоятельств, из которых следует, что молодая семья Карзановых ведет раздельное хозяйство с ФИО2 и имеет самостоятельный бюджет, что не опровергнуто.
Кроме того, материалами дела установлено, что ещё до принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, с **** собственником указанной **** доли в праве общей долевой собственности на домовладение **** по **** на основании договора дарения от **** является брат ФИО2 - ФИО3 При этом, ранее принадлежавшая ФИО2 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от **** указанная **** доля в праве в силу п.1 ст.36 Семейного кодекса РФ не являлась общим имуществом супругов Тамазиных и право у молодой семьи Карзановых, созданной в **** году, на указанное имущество не возникло.
В связи с этим является обоснованным вывод суда об отсутствии доказательств представления Карзановым А.Е. сведений, не соответствующих действительности, наличия у его семьи в пользовании жилого помещения больше учетной нормы на каждого члена молодой семьи и доказательств неправомерных действий должностных лиц при принятии
заявителя на учет нуждающихся.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, как основанными на верно установленных обстоятельствах и соответствующими материалам дела, и считает, что семья Карзанова А.Е. на момент принятия органом местного самоуправления решения о признании утратившими право быть участниками жилищной подпрограммы на 2011 - 2015 годы отвечала требованиям, предъявляемым к участникам данной Программы. Жилищное положение семьи Карзановых после принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не изменилось ко времени принятия оспариваемого постановления. При этом Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, не предусматривают оснований для признания молодой семьи утратившими право быть участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался представитель ответчика в суде первой инстанции в обоснование своих возражений.
Вместе с тем, ссылка представителя ответчика в суде первой инстанции и в доводах апелляционной жалобы на иные основания для снятия заявителя с учета нуждающихся в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы (отказ Карзановой Ю.С. до вступления в брак с Карзановым А.Е. от участия в приватизации жилого помещения, наличие домовладения на земельном участке, принадлежащем Карзановой Ю.С., право собственности на которое ни за кем не зарегистрировано), а также выводы суда о данных обстоятельствах не являются юридически значимыми по настоящему делу, поскольку указанные основания не были предметом обсуждения компетентным органом - жилищной комиссией при администрации г.Владимира и не указаны в качестве оснований для признания заявителя и членов его семьи утратившими право на участие в названной подпрограмме, а также не содержатся в оспариваемом Карзановым А.Н. постановлении главы г.Владимира от ****.
Учитывая, что судом на основании главы 25 ГПК РФ проверяется законность решения органа местного самоуправления на момент его принятия, то изложенные представителем ответчика в суде и апелляционной жалобе основания, не могли являться предметом судебной проверки, так как по этим основаниям решения органом местного самоуправления не принималось.
Выводы суда первой инстанции о незаконности принятого **** постановления главы г.Владимира основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым судом дана по правилам ст. 67 ГПК РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований для иной оценки обстоятельств и доказательств по делу судебная коллегия не установлено. Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, судом не допущено.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 17 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Владимира - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина,
А.В. Семенов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.