Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Гришиной Г.Н. и Сергеевой С.М.,
при секретаре Кузьминых Е.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 10 апреля 2014 года дело по апелляционной жалобе Бойко И.А. на решение Петушинского районного суда Владимирской области от 11 февраля 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Бойко И. А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Петушинском районе о включении периодов работы в льготный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Петушинском районе включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды работы Бойко И.А.:
- с **** по **** в качестве **** ****;
- с **** по **** в качестве **** ****;
- с **** по **** в качестве **** ****.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Бойко И.А., просившего об отмене решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бойко И.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Петушинском районе Владимирской области о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы с **** по **** в должности **** ****, с **** по **** в должности **** **** и с **** по **** в должности **** ****, а также о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости ранее установленного законом возраста по достижении 50 лет - с ****.
В обоснование заявленных требований указал на то, что имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ с двойным понижением возраста с 50 лет. Однако, в назначении указанной пенсии ответчиком ему отказано. При этом из специального стажа по Списку N 2 были необоснованно исключены спорные периоды работы, которые он просит включить в специальный стаж.
В ходе рассмотрение дела истец отказался от требований о назначении ему спорной пенсии с ****, просил назначить льготную пенсию с ****. Определением суда от 10 февраля 2014 года производство по делу в части назначения истцу спорной пенсии с **** прекращено.
В судебном заседании Бойко И.А. поддержал заявленные требования.
Представители ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Петушинском районе Тимофеев С.Е. и Скворцова М.А. исковые требования Бойко И.А. не признали, сослались на то, что льготный характер работы истца в спорные периоды не подтвержден. Пояснили также, что истец не имеет права на спорную пенсию с двойным понижением возраста с 50 лет. Подтвердили, что право истца на льготную пенсию возникнет с ****, в связи с чем, просили в удовлетворении иска отказать.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Бойко И.А. просит отменить решение в части отказа в удовлетворении требования о назначении спорной пенсии с ****, считая его в этой части вынесенным с нарушением действующего законодательства.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель УПФ РФ (ГУ) в Петушинском районе не явился, о явке извещался по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представил, просьб об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в его отсутствие.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по этим доводам.
Решение суда в части включения в специальный стаж Бойко И.А. периодов работы с **** по **** в должности **** ****, с **** по **** в должности **** **** и с **** по **** в должности **** ****, лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
Оснований для проверки решения суда первой инстанции в полном объеме с учетом положений ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ Судебная коллегия не находит. Таким образом, решение в этой части подлежит оставлению без изменения.
При рассмотрении дела в остальной части судом первой инстанции определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон и постановлено обоснованное решение.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25.
Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что при назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на ****.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Согласно пункту 2 статьи 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Таким образом, при наличии необходимого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, календарного стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, досрочная трудовая пенсия по старости может быть назначена на работах с тяжелыми условиями труда мужчинам по достижении ими возраста 50 лет.
В изложенных нормах правоустанавливающими являются термины "проработавшим" и "работа". Из этого следует, что в 15-20 календарных лет для определения права на указанный вид досрочной трудовой пенсии включаются только периоды работы в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях.
Из материалов дела видно, что с **** Бойко И.А. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Петушинском районе Владимирской области с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере и приравненных к ней местностях с двойным понижением пенсионного возраста согласно статье 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ. По результатам рассмотрения данного заявления письмом пенсионного фонда от **** Бойко И.А. был уведомлен об отсутствии у него необходимого для назначения спорной пенсии стажа работы и о возникновении у него такого права только с ****.
При этом, на момент обращения истца с указанным заявлением ответчиком в его страховой стаж было включено более требуемых 25 лет, в специальный стаж: по Списку N 1 - 4 года 1 месяц 5 дней, по Списку N 2 - 7 лет 3 месяца 29 дней, в районах Крайнего Севера - 6 лет 1 месяц 14 дней.
Судом первой инстанции в специальный стаж по Списку N 2 включено 7 лет 12 дней.
Таким образом, по состоянию на **** (когда истец достиг возраста 50 лет) Бойко И.А. имел необходимый страховой стаж и специальный стаж по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ. Однако, стаж работы в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях у истца составляет менее требуемых 15 или 20 лет соответственно.
Учитывая данные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у истца достаточного календарного стажа работы в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях, в связи с чем, оснований для назначения ему спорной пенсии с двойным понижением возраста не усмотрел.
Данный вывод суда, по мнению Судебной коллегии, является верным, основанным на правильном толковании и применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы истца о наличии у него достаточного стажа работы в районах Крайнего Севера, который должен быть рассчитан путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и специального стажа по Списку N1 и Списку N 2, не могут повлечь за собой отмену решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Пункт 1 статьи 28.1 Федерального закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ предусматривает возможность суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и специального стажа по подпункту 1 и 2 пункта 1 статьи 27 названного Закона, только с целью определения стажа работы в указанных районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях, то есть для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по подпунктам 2 или 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона.
При этом возраст, с которого может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости по подпункту 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, при наличии необходимого страхового и специального стажа составляет 55 лет. В этой связи, установленная абзацем третьим указанного подпункта возможность снижения возраста для назначения пенсии на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям предусматривает снижение возраста, установленного статьей 7 Федерального закона N 173-ФЗ, и составляющего для мужчин - 60 лет.
При таких обстоятельствах, право у истца на назначение досрочной трудовой пенсии по старости возникнет либо по достижению им возраста 55 лет, либо ранее указанного возраста при условии наличия на момент обращения за досрочной трудовой пенсией по старости необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях в количестве 15 либо 20 лет соответственно.
Таким образом, поскольку по состоянию на **** календарный стаж работы истца в районах Крайнего Севера составляет менее требуемых 15 лет (без учета стажа работы по Списку N 1 и по Списку N 2), решение суда об отказе в удовлетворении иска в части назначения досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ с двойным понижением возраста с 50 лет является верным.
Иных правовых доводов, которые бы в силу Закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петушинского районного суда Владимирской области от 11 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бойко И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Судакова Р.Е.
Судьи Гришина Г.Н.
Сергеева С.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.