Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 10 апреля 2014 г. по делу N 33-130/2014
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе:
председательствующего Шагинова А.Л.,
судей Дуняшина О.О. и Минашкина А.Н.,
при секретаре Щербаковой Т.О., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по " ... " " ... " Смирновой О.П. об оспаривании действий начальника Пограничного управления ФСБ России по " ... ", связанных с исключением из списков личного состава управления, по апелляционной жалобе представителя начальника Пограничного управления ФСБ России по " ... " Смирнова С.В. на решение Кяхтинского гарнизонного военного суда от 17 января 2014 года.
Заслушав доклад судьи Минашкина А.Н., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, выступления представителя должностного лица Смирнова С.В. в поддержание доводов жалобы, а также представителя заявителя Акимова А.М. и военного прокурора отдела военной прокуратуры " ... " военного округа Гениатулиной З.Д., полагавших необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Смирнова обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что проходила военную службу в должности " ... " Пограничного управления ФСБ России по " ... " (далее - ПУ ФСБ России по " ... ").
В соответствии с приказом начальника ПУ ФСБ России по " ... " от 11 октября 2012 года "N" она была уволена с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
В октябре 2013 года заключением военно-врачебной комиссии медико-санитарной части Управления ФСБ России по " ... " её было определено направить для прохождения лечения в " ... " военный госпиталь ФСБ России. Несмотря на это начальник ПУ ФСБ России по " ... ", отказав в направлении на лечение, приказом от 29 октября 2013 года "N" исключил её из списков личного состава управления.
Полагая действия начальника управления, связанные с исключением из списков личного состава без направления на лечение, незаконными, Смирнова просила суд признать их таковыми, обязав восстановить её в списках личного состава и направить на лечение.
Решением Кяхтинского гарнизонного военного суда от 17 января 2014 года заявление удовлетворено, а действия должностного лица, связанные с исключением заявителя из списков личного состава, признаны незаконными. При этом суд обязал начальника ПУ ФСБ России по " ... " отменить состоявшийся в отношении Смирновой приказ и выдать направление для прохождения лечения, взыскав ФГКУ "ПУ ФСБ России по " ... "" в пользу заявителя судебные издержки, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 200 рублей.
В апелляционной жалобе представитель должностного лица Смирнов С.В., не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления, приводя в обоснование следующие доводы.
По мнению автора жалобы, судом в решении не приведены нормы материального права, несоблюдение которых должностным лицом повлекло нарушение прав заявителя.
Ссылка суда на положения приказа ФСБ России от 29 июня 2004 года "N" "Об организации военно-врачебной экспертизы в органах ФСБ", как полагает представитель, является необоснованной, поскольку Смирнова до увольнения с военной службы прошла медицинское освидетельствование, по результатам которого была определена категория её годности к военной службе.
Неверно судом приведены в решении нормы Устава внутренней службы Вооружённых Сил РФ, согласно которым рекомендации по поводу освобождения от исполнения обязанностей военной службы, а не лечения, подлежат обязательному исполнению командованием.
Поскольку на момент издания должностным лицом оспариваемого приказа Смирнова на стационарном лечении не находилась, а лишь решался вопрос её госпитализации, то вывод суда о невозможности исключения военнослужащего из списков личного состава не основан на законе. При этом автор жалобы отмечает, что лечение Смирновой носило не экстренный, а плановый характер и было запланировано на август 2014 года.
Помимо этого представитель в жалобе обращает внимание, что заявитель, общая продолжительность военной службы которой составляет менее 20 лет, право на получение бесплатной медицинской помощи в лечебных учреждениях ФСБ России не имеет и может повторно пройти военно-врачебную комиссию для определения категории годности к военной службе после исключения из списков личного состава. Нежелание же заявителя получить медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения не может служить правовым основанием для удовлетворения её требований.
Кроме того, автор жалобы полагает, что поскольку пограничные органы освобождены от уплаты государственной пошлины, то взыскание с ФГКУ "ПУ ФСБ РФ по " ... "" в пользу заявителя судебных расходов, понесённых им в связи с уплатой государственной пошлины при обращении в суд, является незаконным.
В поступивших на апелляционную жалобу возражениях заявитель Смирнова и военный прокурор " ... " гарнизона подполковник юстиции Н. просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель Смирнова и начальник ПУ ФСБ России по " ... ", извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали. В связи с этим, исходя из положений ч.3 ст.167 и ч.1 ст.327 ГПК РФ, окружной военный суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующему.
Исходя из положений ч.11 ст.38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий должен быть исключён из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда военнослужащий находится на стационарном лечении.
В соответствии с ч.1 и 2 ст.16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на бесплатное получение медицинской помощи в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров.
Согласно ч.1 ст.61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" военно-врачебная экспертиза проводится в целях определения годности к военной службе, решения иных вопросов, предусмотренных законодательством РФ. При этом, исходя из положений части 5 статьи 61 Федерального закона N323-ФЗ, заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории РФ.
Заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в заключении (п.8 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года N565).
Из свидетельства о болезни "N" от 9 июля 2012 года видно, что Смирнова была освидетельствована военно-врачебной комиссией медико-санитарной части УФСБ России по " ... ", по заключению которой признана годной к военной службе с незначительными ограничениями. " ... " военно-врачебной комиссией ФСБ России данное заключение было утверждено 8 августа 2012 (л.д.8).
Согласно выписке из приказа начальника ПУ ФСБ России по " ... " от 11 октября 2012 года Смирнова уволена с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в отставку (л.д.118).
Как следует из сообщения начальника МСЧ УФСБ России по " ... " от 14 января 2014 года, Смирнова с января по март 2013 года находилась по направлению на обследовании в медико-санитарной части, где по заключению военно-врачебной комиссии её было определено направить на лечение в " ... "ВГ ФСБ России по поводу " ... ". В период с апреля по июнь 2013 года Смирнова находилась в " ... "ВГ ФСБ России на обследовании и лечении по поводу " ... ".
В 2013 году Смирнова дважды представлялась командованием на медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией МСЧ ФСБ России по " ... ", в связи с предстоящим увольнением (с 22 июня по 2 августа и с 10 сентября по 25 октября). В обоих случаях по заключению военно-врачебной комиссии, ввиду неопределённости врачебно-экспертного исхода по поводу заболевания " ... " и невозможности установления категории годности к военной службе, Смирновой было определено пройти обследование и лечение в " ... "ВГ ФСБ России, которое было запланировано на август 2014 года (л.д.43-51).
Из копии рапорта Смирновой от 13 июня 2013 года на имя начальника ПУ ФСБ России по " ... " следует, что заявитель обратилась с просьбой направить её повторно на прохождение военно-врачебной комиссии, в связи с ухудшением состояния здоровья и данной " ... "ВГ ФСБ России рекомендацией (л.д.119).
Согласно копии направления на медицинское освидетельствование от 17 июня 2013 года Смирнова направлена в МСЧ ФСБ России по " ... " на военно-врачебную комиссию для определения состояния здоровья на предмет годности к военной службе, в связи с предстоящим увольнением в отставку (л.д.127).
По заключению военно-врачебной комиссии от 1 августа 2013 года Смирнова на основании пунктов 131-133 Инструкции, утверждённой приказом ФСБ России от 29 июня 2004 года "N", нуждается в направлении на обследование и лечение в " ... "ВГ ФСБ России, что следует из копии выписного эпикриза (л.д.135).
Как видно из копии направления на медицинское освидетельствование от 5 сентября 2013 года Смирнова направлена в МСЧ ФСБ России по " ... " на военно-врачебную комиссию для определения состояния здоровья на предмет годности к военной службе, в связи с предстоящим увольнением в отставку (л.д.137).
По заключению военно-врачебной комиссии от 25 октября 2013 года Смирнова на основании пунктов 131-133 Инструкции, утверждённой приказом ФСБ России от 29 июня 2004 года "N", нуждается в направлении на обследование и лечение в ГКВГ ФСБ России (л.д.146-147).
В соответствии с выпиской из приказа начальника ПУ ФСБ России по " ... " от 29 октября 2013 года "N" Смирнова исключена из списков личного состава управления с 29 октября 2013 года (л.д.124).
Таким образом, Смирнова дважды по решению начальника управления представлялась на военно-врачебную комиссию, по заключениям которой ей неизменно предписывалось пройти обследование и лечение, ввиду чего вывод суда первой инстанции о незаконности действий должностного лица, исключившего заявителя из списков личного состава без направления на лечение, является правильным. При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что заключения военно-врачебной комиссии, данные в августе и октябре 2013 года, не оспорены и являются действующими, ввиду чего на основании части 5 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" подлежат обязательному исполнению. В свою очередь заключение военно-врачебной комиссии от 9 июля 2012 года о годности заявителя к военной службе с незначительными ограничениями, на которое ссылается автор жалобы, в июле 2013 года прекратило своё действие.
То обстоятельство, что Смирнова на момент исключения из списков личного состава фактически не находилась на стационарном лечении, не может свидетельствовать о законности принятого должностным лицом решения, поскольку ей начальником управления при наличии соответствующего заключения военно-врачебной экспертизы в лечении было отказано. При этом суд учитывает, что вопрос о возможности госпитализации заявителя в более ранние сроки, как и прохождение лечения в иных медицинских учреждениях, должностным лицом не рассматривался, несмотря на данное Смирновой в суде согласие на это (л.д.79-80).
Наличие у заявителя права повторно пройти военно-врачебную комиссию после исключения из списков личного состава, не свидетельствует о возможности получения ею в этом случае бесплатной медицинской помощи в лечебном учреждении ФСБ России, как было определено заключением военно-врачебной экспертизы, ввиду отсутствия требуемой общей продолжительности военной службы.
Что же касается доводов автора жалобы о невозможности взыскания с пограничного органа судебных расходов, то суд находит их несостоятельными. Действительно, действующим законодательством в отношении пограничных органов предусмотрены льготы по уплате государственной пошлины при обращении в судебные органы (пункт 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ), однако данные положения неприменимы к случаям разрешения вопроса о возмещении стороне судебных расходов.
При таких обстоятельствах окружной военный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не усматривая нарушений норм материального либо процессуального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.327.1, п.1 ст.328 и ст.329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Кяхтинского гарнизонного военного суда от 17 января 2014 года по гражданскому делу по заявлению Смирновой О.П. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя начальника Пограничного управления ФСБ России по " ... " Смирнова С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.