Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Верхотуровой И.В.
судей Шемякиной О.Т., Масловой Т.В.
при секретаре Задорожной М.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 февраля 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о понуждении к совершению определенных действий,
по апелляционной жалобе представителя администрации Хабаровского муниципального района Д.С. Кон на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 29 ноября 2013 года.
заслушав доклад судьи Масловой Т.В., пояснения представителя Администрации Хабаровского муниципального района Кон Д.С., действующего по доверенности, прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Максименко Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор, выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности организовать мероприятия по охране окружающей среды путем ликвидации свалки бытовых отходов, находящейся на земельном участке, расположенном в 100 м. от дорожного знака "Дружба-Сергеевка-Некрасовка", при движении в сторону с.Ильинка, от съезда влево, на территории Хабаровского муниципального района, обнаруженной в результате проверки соблюдения природоохранного законодательства на территории Хабаровского муниципального района.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 29 ноября 2013 года исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, удовлетворены. Судом постановлено: Обязать администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края принять меры к организации мероприятий по охране окружающей среды путем ликвидации свалки бытовых отходов, находящихся на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края, на расстоянии 100 метров от дорожного знака "Дружба-Сергеевка-Некрасовка", при движении в сторону с. Ильинка от съезда влево.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Д.С. Кон просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указав, на то, что решение суда является заранее неисполнимым, поскольку в нем не указан срок его исполнения; неуказанна площадь места несанкционированного размещения отходов, не определены границы свалки и её топографические координаты. Координаты земельного участка, занятого несанкционированной свалкой, указанные в рапорте определены неуполномоченным лицом, а, следовательно, рапорт является недопустимым доказательством. Судом не правильно применены положения ст. 7 Федерального закона РФ от 10.01.2002г. "Об охране окружающей среды", ст. 15 ФЗ РФ от 06.10.2013г. "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", поскольку вопросы местного значения муниципального района, в том числе по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды не содержат полномочий по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений, но не района в силу ст. 13 ФЗ РФ от 24.06.1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". На территории Хабаровского муниципального района межселенная территория отсутствует, а, следовательно, несанкционированная свалка находится на территории одного из 27 муниципальных образований.
В возражениях по доводам апелляционной жалобы прокурор Максименко Е.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Дополнить решение суда указанием на срок в течении которого решение суда должно быть исполнено. С учетом зимнего периода времени разумно установить срок исполнения решения суда до 1 мая 2014г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 27.06.2013 года Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой на земельном участке, расположенном на расстоянии 100 метров от дорожного знака "Дружба-Сергеевка-Некрасовка", при движении в сторону с. Ильинка от съезда влево, обнаружено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов.
Наличие данной свалки стороной ответчика не оспаривается.
Удовлетворяя требования и.о.Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.42 Конституции РФ, ч.2 ст. 7 ФЗ РФ от 10.01.2002г. N7 "Об охране окружающей среды", ст. 1, ст. 11 ФЗ РФ от 24.06.1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и статьям 14 и 15 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установив факт нахождения несанкционированной свалки на территории Хабаровского муниципального района, пришел к выводу о том, что на территории данного района не организованы сбор и вывоз бытовых отходов, относящиеся к вопросам местного значения муниципального района.
Оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, выводы суда первой инстанции основаны на законе и материалах дела.
Доводы апелляционной жалобы в части отсутствия у муниципального образования- Хабаровского муниципального района полномочий по решению вопроса по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в частности, размещение отходов производства и потребления.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям статей 14, 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", статьи 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Согласно пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
Согласно примечанию к пункту 7.8. Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Поскольку собственник отходов на земельном участке, расположенном на территории Хабаровского муниципального района не установлен, а межселенная территория Хабаровского муниципального района на момент вынесения судом решения не распределена между территориями поселений, не установлены границы поселений, а несанкционированная свалка находится на межселенной территории, исходя из вышеуказанного примечания к п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2011, размещенные на данном земельном участке отходы являются собственностью муниципального образования- Хабаровского муниципального района Хабаровского края, которое в силу п.9 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" как орган местного самоуправления, обязано организовать сбор и вывоз бытовых отходов находящихся на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края, на расстоянии 100 метров от дорожного знака "Дружба-Сергеевка-Некрасовка".
Таким образом, суд правильно определил субъект ответственности по требованиям истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не указана площадь места несанкционированной свалки, границы и топографические координаты, место свалки определено неуполномоченным лицом не являются основанием для отмены решения суда, поскольку представленные истцом доказательства содержат все необходимые данные о месте нахождения свалки бытовых отходов. Доказательств нахождения земельного участка, на котором обнаружена свалка бытовых отходов на одном из 27 муниципальных образований входящих в состав Хабаровского муниципального района ответчиком не предоставлено. Факт нахождения свалки в границе Хабаровского муниципального района Хабаровского края не оспаривается и какими-либо доказательствами не опровергается.
Вместе с тем, довод апелляционной жалобы о том, что в решении суда не указан срок для исполнения возложенных на ответчика обязанностей, заслуживает внимания.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, судом не учтены положения части 2 статьи 206 ГПК РФ, об установлении срока их исполнения, в связи с чем, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда первой инстанции и установить срок принятия ответчиком указанных в решении суда мер с учетом обстоятельств дела - до 01 июня 2014 года.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 29 ноября 2013 года по гражданскому делу по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности устранить нарушение действующего законодательства в области охране окружающей среды изменить. Дополнить резолютивную часть данного решения указанием срока принятия мер - до 01 июня 2014 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Апелляционную жалобу Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края удовлетворить частично.
Председательствующий И.В.Верхотурова
Судьи: О.Т.Шемякина
Т.В.Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.