Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Жельнио Е.С.,
судей Масловой Т.В., Верхотуровой И.В.,
при секретаре Задорожной М.П.,
рассмотрела в судебном заседании 05 марта 2014 года гражданское дело по иску Краевого государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом N 34" в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 к Муниципальному образованию городскому округу "Город Комсомольск-на-Амуре" о включении в списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, по апелляционной жалобе ответчика на решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 05 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верхотуровой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом N 34" (далее по тексту - Детский дом N 34) обратился в суд в интересах несовершеннолетних ФИО1 к Муниципальному образованию городскому округу "Город Комсомольск-на-Амуре" третьим лицам Министерству финансов Хабаровского края, Управлению гражданской защиты правительства Хабаровского края о включении несовершеннолетних детей в списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Требования мотивированы тем, что несовершеннолетние ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ г.р., оставшиеся без попечения родителя, пребывают в Детском доме N 34. За детьми сохранено право пользования жилым помещением по "адрес", которое находилось в зоне затопления летом 2013 года, в связи с чем имеют право на получение единовременной материальной помощи, как пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации. Представитель ответчика иск не признал. Решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 05 декабря 2013 года ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ г.р. признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в связи с паводком 2013 года. На Муниципальное образование городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре возложена обязанность включить в списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения единовременной материальной помощи ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ г.р. В апелляционной жалобе представитель администрации г. Комсомольска-на-Амуре просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что местом жительства несовершеннолетних ФИО1 является детский дом, который не пострадал в результате паводка. Дети постоянно не проживали в своем жилом помещении по "адрес", следовательно, право на получение материальной помощи не имеют. Стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменные возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям. Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09 августа 2013 года N 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" (в редакции распоряжения Правительства Хабаровского края от 19.08.2013 N 597-рп) введен 20 августа 2013 г. с 08 часов 00 минут для органов управления и сил Хабаровской подсистемы РСЧС на территории Хабаровского края, в том числе в границах округа "Город Комсомольска-на-Амуре" режим чрезвычайной ситуации. Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" предусмотрена выплата каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, за счет средств федерального бюджета единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и компенсации в размере 100 000 руб. за утрату имущества первой необходимости. Постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 года N 282-пр (в редакции от 12.02.2014 г. N 34-пр) "Об оказании помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территориях отдельных муниципальных образований края в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками" определены виды и порядок оказания помощи гражданам, пострадавшим от наводнения на территории Хабаровского края. Пунктом 1 этого Постановления установлено, что оказание помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, осуществляется путем предоставления единовременной помощи в размере 10 000 руб. каждому пострадавшему за счет средств краевого бюджета, единовременной помощи в размере 10 000 руб. каждому пострадавшему из федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 693 и финансовой помощи в размере 100000 руб. за утрату имущества за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации. Пунктом 2 указанного Постановления предусмотрено, что единовременная материальная помощь, а также финансовая помощь в связи с утратой имущества, указанные в пункте 1 настоящего Постановления, выплачиваются гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим и зарегистрированным в жилых помещениях многоквартирных домов или в индивидуальных жилых домах, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в границах зоны затопления (подтопления), установленных правовыми актами органов местного самоуправления.
Как установлено по делу, несовершеннолетние Жужговы распоряжением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от ДД.ММ.ГГГГ N-рл определены в детский дом в связи с лишением их матери родительских прав, сведения об отце внесены на основании заявления матери, за ними закреплено жилое помещение по "адрес", которое находилось в зоне затопления в результате паводка. В указанной квартире Жужговы зарегистрированы по месту жительства. ФИО1. с ДД.ММ.ГГГГ года, а ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ года являются воспитанниками Детского дома N 34. Доводы апелляционной жалобы о том, что местом жительства Жужговых пострадавшее в результате паводка жилое помещение по "адрес" не является, не состоятельны.
Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Положения абзацев третьего и пятого ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяют, что организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это образовательные организации, медицинские организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей.
Из приведенных положений актов, определяющих порядок и условия получения единовременной материальной помощи следует, что предоставление этой помощи осуществляется как по месту постоянного проживания гражданина, так и по месту нахождения в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если организация находилась в момент чрезвычайной ситуации в границах зоны затопления.
Детский дом N 34, где ФИО1 находятся под надзором, не является местом жительства детей, их жилое помещение находилось в зоне затопления, поэтому они относятся к числу лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения единовременной материальной помощи.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 05 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Комсомольска-на-Амуре - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Жельнио
Судьи Т.В. Маслова
И.В. Верхотурова
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.