Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего судьи: Шиловой О.М.
судей: Пестовой Н.В., Чемякиной И.А.
при секретаре : Куксенко А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 марта 2014 года гражданское дело по заявлению Болоневой Г. Г. о признании незаконным отказа Комитате по управлению Южным округом администрации города Хабаровска в предоставлении единовременной материальной помощи пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, возложении обязанности, возложении обязанности произвести выплату материальной помощи,
по апелляционной жалобе представителя администрации города Хабаровска - Заверяева А.Н. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 09 января 2014 года.
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения заявителя Болоневой Г.Г., представителя администрации города Хабаровска Круковской П.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Болонева Г.Г. обратилась в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что является собственником ? доли жилого дома "адрес", который в результате наводнения попал в зону затопления. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N указанный дом признан непригодным для проживания, кроме того, в доме было повреждено все находящееся там имущество. Решением индустриального районного суда города Хабаровска от 16.10.2013 года по гражданскому делу N установлен юридический факт постоянного проживания истца в доме "адрес".
Просит признать незаконным отказ Комитата по управлению Южным округом администрации города Хабаровска в предоставлении единовременной материальной помощи пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией; обязать администрацию города Хабаровска выплатить Болоневой Г.Г. материальную помощь в размере "данные изъяты"
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 09 января 2014 года требования Болоневой Г. Г. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Хабаровска - А.Н. Заверяев, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы указывает на то, что судом первой инстанции неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В сентябре 2013 года Болоневой Г.Г. как пострадавшей в связи с чрезвычайной ситуацией по ее письменному заявлению произведены выплаты единовременной материальной помощи из средств краевого и федерального бюджета, при этом было установлено, что адресом ее постоянной регистрации является: "адрес". Таким образом, требования Болоневой Г.Г. не могут быть удовлетворены, поскольку действующим законодательством не предусмотрена одновременная выплата единовременной компенсации, как по месту жительства, так и по месту регистрации.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель администрации города Хабаровска жалобу поддержала, приведя аналогичные доводы.
Заявитель Болонева Г.Г. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Дополнительно пояснила, что комиссионно составлялся только акт относительно состояния жилого дома. Какой-либо акт по имуществу, его описанию - не составлялся.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно распоряжению Правительства Хабаровского края от 09 августа 2013 года N 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" с 09 августа 2013 года с 12 часов на территории Хабаровского края в границах городских округов "Город Хабаровск", "Город Комсомольск-на-Амуре", Амурского, Комсомольского, Нанайского, Хабаровского муниципального районов введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" предусмотрена выплата каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, за счет средств федерального бюджета единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, компенсации в размере 100 000 рублей за утрату имущества первой необходимости, компенсации за утрату урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 года N 282-пр "Об оказании помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территориях отдельных муниципальных образований края в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками" определены виды и порядок оказания помощи гражданам, пострадавшим от наводнения на территории Хабаровского края.
Пунктом 1 данного Постановления установлено, что оказание помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, осуществляется путем предоставления: единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета в размере 10 000 рублей на каждого пострадавшего человека (без ограничения по количеству членов семьи); единовременной материальной помощи за счет средств, поступающих из федерального бюджета, в размере 10 000 рублей на каждого пострадавшего человека (без ограничения по количеству членов семьи); финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств, поступающих из федерального бюджета, в размере 100 000 рублей на каждого пострадавшего человека.
Пунктом 2 Постановления предусмотрено, что единовременная материальная помощь, а также финансовая помощь в связи с утратой имущества, указанные в пункте 1 настоящего Постановления, выплачиваются гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим и зарегистрированным в жилых помещениях многоквартирных домов или в индивидуальных жилых домах, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в границах зоны затопления (подтопления), установленных правовыми актами органов местного самоуправления. При отсутствии регистрации по месту жительства факт проживания гражданина в целях получения единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества, устанавливается в судебном порядке.
Из смысла приведенных выше норм следует, что предоставление единовременной материальной помощи за счет средств федерального и краевого бюджетов осуществляется в случае установления факта постоянного проживания гражданина в момент чрезвычайной ситуации в границах зоны затопления.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что в момент чрезвычайной ситуации, сложившейся в некоторых районах Хабаровского края в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками, в августе-сентябре 2013 года Болонева Галина Георгиевна постоянно проживала в жилом доме, расположенном по "адрес", который принадлежит ей на праве общей долевой собственности.
Согласно постановлению администрации города Хабаровска от 16 сентября 2013 года N 3630 "Об утверждении границ зоны затопления и подтопления на территории городского округа "Город Хабаровск" жилой дом "адрес" находился в зоне затопления в результате паводка 2013 года.
Указанный дом заключением межведомственной комиссии администрации города Хабаровска N от ДД.ММ.ГГГГ года признан непригодным для проживания, его ремонт экономически нецелесообразен.
Обратившись 14.09.2013 года в суд с заявлением о предоставлении компенсации за утрату имущества первой необходимости в размере "данные изъяты", Болонева Г.Г. получила отказ в ее предоставлении с указанием на то, что ранее ей была произведена выплата единовременной материальной помощи в размере "данные изъяты" из средств краевого и федерального бюджетов. Получить повторную выплату один и тот же человек не может.
Не согласившись с указанным отказом, Болонева Г.Г. обратилась в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель, несмотря на факт регистрации по иному адресу, фактически проживала в жилом доме по "адрес", расположенном в зоне затопления, и в результате затопления пострадало ее имущество.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что выплата заявителю единовременной материальной помощи не может являться препятствием для предоставления ей финансовой помощи в связи с утратой имущества, поскольку целевое назначение данных выплат является различным, их предоставление не является взаимообусловленным, соответственно, довод апелляционной жалобы о выплате заявителю материальной помощи не свидетельствует о том, что Болонева Г.Г. воспользовалась своим правом на получение компенсации дважды, что могло быть расценено как злоупотребление правом.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о возможности возложения обязанности на администрацию города Хабаровска выплатить финансовую помощь Болоневой Г.Г., по следующим основаниям.
В силу пункта 4 Постановления Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 года N 282-пр основанием для включения в списки граждан, пострадавших в связи с чрезвычайной ситуацией, для оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества является акт обследования утраченного имущества.
Представленное заявителем в обоснование своих требований заключение межведомственной комиссии администрации города Хабаровска N от ДД.ММ.ГГГГ года о признании жилого дома непригодным для проживания не свидетельствует о наличии в доме имущества первой необходимости, равно как и о его полной утрате.
Как следует из пояснений заявителя, какого-либо контрольного акта обследования жилого помещения с участием представителя органа местного самоуправления на предмет установления наличия или отсутствия имущества, вещей, бытовых предметов в доме, подвергшемся наводнению - не составлялось.
Судебная коллегия полагает, что заявителем не представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие утрату в результате чрезвычайной ситуации имущества первой необходимости, что является обязательным условием для предоставления гражданину финансовой помощи в связи с утратой имущества, в связи с чем оснований для удовлетворения требований Болоневой Г.Г. у суда первой инстанции не имелось.
Вопрос о фактическом нахождении имущества в доме, его утрате заявителем в связи с наводнением, судом первой инстанции не исследовался, какие-либо доказательства в обоснование данных требований суду не предоставлялись.
Решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 16.10.2013 года также не содержит никаких сведений относительно наличия или отсутствия вещей, мебели, бытовых предметов в доме "адрес".
Таким образом, при признании незаконным отказа администрации о выплате Болоневой Г.Г. материальной помощи в размере "данные изъяты" по тому основанию, что ей ранее выплачена помощь всего в сумме "данные изъяты" по месту регистрации, вопрос о включении Болоневой Г.Г. в списки лиц, имеющих право на получение компенсации и фактической выплаты, подлежит повторному рассмотрению администрацией города Хабаровска с учетом исследования обстоятельства наличия ( отсутствия) поврежденного имущества - в соответствии с п. 4 Постановления N 282 -пр "Об оказании помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территориях отдельных муниципальных образований края в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками".
В связи с неправильной оценкой доказательств и неправильным определением обстоятельств дела, отсутствием доказательств, подтверждающих утрату в результате чрезвычайной ситуации принадлежащего Болоневой Г.Г. имущества первой необходимости, вывод суда об удовлетворении требований заявителя о возложении обязанности на администрацию города Хабаровска выплатить компенсацию за утрату имущества, является неправильным.
Таким образом, судебная коллегия полагает необходимым решение Центрального районного суда города Хабаровска от 09 января 2014 года в указанной части отменить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 09 января 2014 года по гражданскому делу по заявлению Болоневой Г. Г. о признании незаконным отказа Комитата по управлению Южным округом администрации города Хабаровска в предоставлении единовременной материальной помощи пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, обязании произвести выплату материальной помощи изменить : исключить из резолютивной части решения указание суда на обязанность администрации г. Хабаровска произвести выплату материальной помощи Болоневой Г. Г. в размере "данные изъяты" в соответствии с Указом Президента РФ от 13.08.2013 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий : О.М.Шилова
Судьи: Н.В.Пестова
И.А. Чемякина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.