Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
Председательствующего судьи : Чемякиной И.А.
судей: Иском Е.П., Герасимовой О.В.
при секретаре: Владимировой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 апреля 2014 года гражданское дело по заявлению Антропова Е. А. об обжаловании неправомерных действий должностных лиц,
по апелляционной жалобе представителя начальника ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 28 ноября 2013 года.
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения заявителя Антропова Е.А., его представителя, Якубовича В.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Антропов Е.А. обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование требований указывая, что он проживает в закрытом военном городке "данные изъяты" "адрес". ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет и включен в состав участников подпрограммы, как подлежащий переселению из закрытого военного городка - основание п.п. б) п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, с составом семьи 3 человека, после чего командованием войсковой части N включен в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в ДД.ММ.ГГГГ
В ДД.ММ.ГГГГ войсковой частью N включен в список граждан получателей государственных жилищных сертификатов в ДД.ММ.ГГГГ по войсковой части N, в раздел 2 Граждане-участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков.
Решением ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ N от ДД.ММ.ГГГГ Антропов Е.А. и члены его семьи исключены из списка кандидатов на получение государственного жилищного сертификата.
Просит признать незаконным решение Врид заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации исх. N от ДД.ММ.ГГГГ об исключении его и членов семьи из участников подпрограммы "Граждане-участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков" и реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков; обязать начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерство обороны Российской Федерации отменить решение исх. N от ДД.ММ.ГГГГ, обязать включить его и членов его семьи в участники подпрограммы, обязать устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению заявителем и членами его семьи права на получение государственного жилищного сертификата путем формирования сводного списка граждан - получателей государственных жилищных сертификатов по Министерству обороны на заявителя и членов его семьи на 2014 год, направления его установленным порядком на утверждение заместителю Министра обороны Российской Федерации, которому подчинен уполномоченный орган.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 28 ноября 2013 года заявление Антропова Е.А. об обжаловании неправомерных действий должностных лиц удовлетворены в полном объеме.
Судом постановлено признать незаконными решение Врид заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Антропова Е. А. и членов его семьи из участников подпрограммы "Граждан, подлежащие переселению из закрытых военных городков" программы "Жилище" на 2011-2015 года и реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков.
Обязать начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Антропова Е. А. и членов его семьи из участников подпрограммы "Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков" программы "Жилище" на 2011 -2015 года и реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков.
Обязать начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации включить Антропова Е. А. и членов его семьи в участники подпрограммы "Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков" программы "Жилище" на 2011-2015 года и реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков.
Обязать начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению заявителем и членов его семьи право на получение государственного жилищного сертификата.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении завяленных требований отказать.
В обоснование жалобы указывает, что заявитель не отвечает требованиям пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, поскольку военный городок исключен из списка закрытых, соответственно, заявитель обеспечен жильем на состав семьи 3 человека по установленным нормам за счет жилищного фонда ответчика. Данное условие не поставлено в зависимость от даты включения заявителей в список граждан-участников подпрограммы. При этом правовое значение имеет наличие указанных условий и оснований на момент реализации права, а не на момент признания лиц кандидатами на получение государственного жилищного сертификата.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ФГКУ "Востокрегионжилье Министерства обороны РФ", надлежащим образом извещенного о дате и времени рассмотрения дела, в порядке части 4 статьи 167 и статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании заявитель и его представитель жалобу поддержали, приведя аналогичные доводы.
Возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, основанное на установленных в судебном заседании обстоятельствах, с применением надлежащим норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
Материалами дела установлено, что Антропов Е.А. зарегистрирован и проживает в служебной квартире по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ, которое было ему предоставлено Бочинской КЭЧ района Министерства обороны РФ по ордеру N от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи четыре человека, включая заявителя, его супругу и двух сыновей (л.д. 23, 24).
ДД.ММ.ГГГГ Антропов Е.А. был включен в список граждан, изъявивших получить государственный жилищный сертификат в ДД.ММ.ГГГГ по войсковой части N как граждане - участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков (л.д. 6-8).
На основании приказа Министра обороны РФ от 29 июня 2010 года N 713 создано Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, одной из целей которого, является организация работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда МО РФ на территориях по перечню, утвержденному Министром обороны РФ. На учреждение возложена обязанность, в том числе, предоставление в Департамент жилищного обеспечения МО РФ заявок на получение ГЖС военнослужащими и гражданами, изъявившими желание переселиться из закрытых военных городков. ДД.ММ.ГГГГ, врид заместителя начальника ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" ФИО5, рассмотрев обращение Антропова Е.А. по вопросу включения в реестр граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, сообщает, что согласно сведениям Дальневосточного КЭУ (Т), переданным в адрес "Востокрегионжилье" в электронном виде, Антропов Е.А. состоял в списке граждан, изъявивших желание получить ГЖС по категории - "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков", с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, с составом семьи 3 человека, избранное место жительства - Хабаровский край.
На дату постановки на учет Антропов Е.А. имел право на участие в подпрограмме, так как военный городок N, место дислокации "адрес" в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года N 752-р входил в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ и органов ФСБ. В связи с распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 года N 487-р указанный военный городок исключен из списка закрытых военных городков. В связи с утратой военным городком статуса закрытого, условие, при наличии которого у Антропова Е.А. имелось право на получение субсидии в виде ГЖС для переселения, отпало, в связи с чем сведения об Антропове Е.А. в реестре граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших желание получить ГЖС, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют (л.д. 5).
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что заявитель в установленном действующим законодательством порядке был включен в список граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка, при этом данное право возникло у истца ДД.ММ.ГГГГ, с момента постановки на учет, то есть до исключения военного городка из перечня закрытых. В указанный период времени возникла обязанность у организаций, учреждений федеральных органов исполнительной власти по предоставлению заявителю государственного жилищного сертификата, которая не была исполнена до момента исключения военного городка из перечня закрытых. Указанное подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств и не оспаривается участниками процесса.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из указанных правовых норм вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает определенным статьей 7 Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с пунктом 4 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2004 года N 522, которые действовали на момент возникновения спорных правоотношений, право на получение государственного жилищного сертификата имели признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Аналогичное положение содержится в подпункте "б" пункта 5 действующих в настоящее время Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
Из анализа приведенных положений следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
Как следует из материалов дела, заявитель с семьей проживает в "адрес", являвшемся до ДД.ММ.ГГГГ закрытым военным городком.
Из материалов дела усматривается, что Антропов Е.А. изъявил желание участвовать в подпрограмме на получение ГЖС в ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия статуса закрытого военного городка, что участниками процесса не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Впоследствии, на основании распоряжения Правительства РФ N 487-р от 17.04.2012 года военный городок N "адрес" исключен из списка закрытых.
По общему принципу действия закона во времени закон обратной силы не имеет и распространяет свое действие лишь на правоотношения, возникшие после введения его в действие, следовательно, исключение соответствующего военного городка из перечня закрытых исключает возможность реализации права на получение ГЖС в порядке отселения из закрытого военного городка лишь теми гражданами, которые до этого момента не были признаны нуждающимися в получении ГЖС на указанных условиях. Те граждане, которые ранее были признаны нуждающимися в получении ГЖС, как лица, подлежащие отселению из закрытого военного городка, в случае их согласия, должны сохранять право на получение ГЖС, так как такие граждане имели право на получение ГЖС и по не зависящим от них причинам не смогли реализовать указанное право.
По смыслу Конституции Российской Федерации общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Так, частью 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации прямо предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Антропов Е.А. и члены его семьи имели право на получение указанного сертификата в связи с необходимостью переселения из закрытого военного городка в силу пункта 4 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2004 года N 522 и это право не утратили, поскольку не были обеспечены ГЖС по независящим от них причинам и, проживая в служебном жилом помещении, являются нуждающимися в жилом помещении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи, с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 28 ноября 2013 года по гражданскому делу Антропова Е. А. об обжаловании неправомерных действий должностных лиц, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя начальника ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: Е.П.Иском
О.В.Герасимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.