Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 25 марта 2014 г. по делу N 33-112/2014
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Актаева Г.В.,
судей Двойцева Ю.В. и Тарабакина А.В.,
при секретаре судебного заседания Бирюковой Н.С.,
с участием представителя заявителя Керимова С.Ф.о., а также представителя заинтересованных лиц майора юстиции Крестинина П.А.,
рассмотрел апелляционную жалобу представителя заявителя - Керимова С.Ф.о. на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 9 января 2014 года, которым оставлено без удовлетворения заявление военнослужащего войсковой части ... полковника Коршунова Олега Владимировича об оспаривании решения центральной жилищной комиссии управления Сибирского регионального командования Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - СибРК), об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и действий командующего войсками СибРК, утвердившего это решения.
Заслушав доклад судьи Тарабакина А.В., изложившего обстоятельства гражданского дела, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя заявителя, поддержавшего доводы жалобы, и представителя заинтересованных лиц, полагавшего необходимым оставить состоявшееся решение по делу без изменения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
на основании решения исполнительного комитета Совета народных депутатов Железнодорожного района города Б ... от 24 мая 1988 года заявителю и членам его семьи, как очереднику войсковой части ... был выдан ордер от 12 октября того же года на двухкомнатную квартиру по адресу: город Б ... , улица ... , ... , общей площадью 45,5 кв.м. В дальнейшем данное жилое помещение заявителем и членами его семьи приватизировано и продано.
В 2013 году жилищная комиссия упомянутой воинской части удовлетворила рапорт Коршунова, занимающего должность командира войсковой части ... и заключившего на тот момент новый брак, о постановке его на жилищный учет, направив свое решение для согласования в центральную жилищную комиссию управления СибРК, которая 29 августа 2013 года отказала Коршунову в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. Названное решение центральной жилищной комиссии утверждено командующим 3 сентября того же года.
Посчитав свои права нарушенными, заявитель через представителя Керимова С.Ф.о. оспорил в Новосибирском гарнизонном военном суде соответствующие решения коллегиального органа и действия воинского должностного лица, в обоснование чего ссылался на то, что ранее выделявшееся жилое помещение предоставлялась ему от муниципалитета, в связи с чем, по мнению Коршунова, он вправе претендовать на обеспечение жильем от военного ведомства.
По итогам рассмотрения требований Коршунова суд принял решение об отказе в их удовлетворении.
В апелляционной жалобе представитель заявителя Керимов С.Ф.о. просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в подпунктах 1,2 и 3 части 1 и подпункте 2 части 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и принять новое - об удовлетворении заявления Коршунова в полном объеме.
Обосновывая заявленную позицию, представитель сообщает, что судом не установлены все обстоятельства, при которых происходило обеспечение заявителя в 1988 году жильем, в том числе данные о жилищных условиях Коршунова, наличия у него прав на льготное жилищное обеспечение, а также сведения о принадлежности полученного им жилья военному ведомству.
Кроме того, автор апелляционного обращения ссылался на то, что гарнизонным военным судом не истребованы, не исследованы и не оценены документы о праве собственности МВД СССР или войсковой части ... на выделявшуюся заявителю квартиру. Неправильно, по его мнению, истолкованы судом первой инстанции и нормы права, действовавшие на момент предоставления жилья Коршунову.
Рассмотрев апелляционное обращение в предусмотренных частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пределах, окружной военный суд не находит оснований к его удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу статьи 59 и пункта "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федерального закона "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в статье 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок реализации права на жилище определен в статьях 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности (например, обязанность по сдаче ранее полученного жилья).
В соответствии с требованиями части 4 статьи 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, подтверждающие право состоять на учете. Для военнослужащих Внутренних войск в соответствии с пунктом 19 Инструкции, утвержденной приказом МВД России N 75 от 12 февраля 2010 года, при постановке на учет предусмотрена необходимость подачи рапорта с приложением к нему копии справки о сдаче жилого помещения.
По смыслу положений статей 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на военное ведомство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, Законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного статьей 53 ЖК РФ.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции не оспаривались Коршуновым и объективно подтверждены сообщением председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства города Б ... обстоятельства получения и последующей приватизации упоминавшегося жилого помещения. В дальнейшем предоставленное жилое помещение заявитель продал ). Не усматривается из дела и каких-либо инициативных действий заявителя по возвращению жилого помещения, или его части, отвечающей изменениям в его семейном положении, соответствующим жилищным органам.
Изложенное свидетельствует о верности вывода гарнизонного военного суда относительно законности и обоснованности оспоренных заявителем решений центральной жилищной комиссии управления СибРК и действий должностного лица, отказавших Коршунову в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.
Тот факт, что заявитель был обеспечен жильем не военным ведомством, а муниципальными органами основанием для его повторного обеспечения жилой площадью не является, поскольку в силу положений пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", действовавших на момент существования спорных правоотношений, на органы местного самоуправления возлагалась обязанность последующего предоставления военнослужащим жилых помещений муниципального жилого фонда, ранее занимаемых военнослужащими.
Приведенное же нормативное предписание, определяющее фактическую принадлежность такого жилого фонда, в отношении предоставленного Коршунову жилого помещения не было выполнено ввиду реализации им самим права на бесплатную приватизацию жилья.
Существенных нарушений процедуры судопроизводства по делу не допущено. Вынесенное решение отвечает требованиям процессуального и материального закона.
Руководствуясь статьями 199, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 9 января 2014 года по заявлению представителя заявителя Коршунова О.В. - Керимова С.Ф.о. оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда А.В. Тарабакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.