Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Ильинской Л.В., Кордюковой Г.Л.
при секретаре
Барановой А.И.
рассмотрела в судебном заседании 29 января 2014 года дело N 2-3305/13 по апелляционной жалобе Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2013 года по иску прокурора Центрального района Санкт-Петербурга в защиту интересов Свиридовой Н.А. к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга об обязании организовать обеспечение лекарственным препаратом в соответствии с медицинскими показаниями,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга - Сапегиной Т.Ю. (доверенность от "дата"); Свиридовой Н.А.; представителя прокуратуры Санкт-Петербурга - Тимуш А.В., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту интересов Свиридовой Н.А. к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, в котором просил обязать ответчика обеспечить Свиридову Н.А. препаратом " С." в соответствии с медицинскими показаниями.
В обоснование требований прокурор указал, что Свиридова Н.А. является инвалидом " ... " группы, в силу имеющегося заболевания ей показано лечение исключительно препаратом " С." (международное наименование - О.). Поскольку ответчик является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в сфере здравоохранения и к его задачам относится обеспечение граждан лекарствами, именно на него должна быть возложена обязанность по обеспечению истицы показанным ей лекарственным препаратом.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2013 года исковые требования удовлетворены: на ответчика возложена обязанность организовать обеспечение Свиридовой Н.А. лекарственным препаратом " С." в соответствии с медицинскими показаниями.
В апелляционной жалобе представитель Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга просит решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2013 года отменить, считая его незаконным и необоснованным.
О времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции ОАО "Петербургские аптеки" извещено. Согласно ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2013 года, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что необходимость в указанном препарате для лечения истицы, ее право на получение данного препарата бесплатно, и обязанность ответчика обеспечить им, проистекает из действующего законодательства и подтверждается материалами дела, ответчиком было допущено нарушение прав истицы по обеспечению жизненно необходимым лекарственным средством, которое подлежало восстановлению путем удовлетворения заявленных прокурором требований.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с данными выводами районного суда по следующим основаниям.
Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно положениям ст. 41 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу положений п.п. "ж" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
На основании Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды относятся к категории федеральных льготников.
Обеспечение инвалидов лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В силу ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Закона, предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
Согласно п. 8 ст. 6.1 указанного Закона, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
В соответствии со статьей 6.2 указанного Закона в целях обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными препаратами Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 18.09.06 N 665 утвержден Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, согласно приложению.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.06 N 665 утвержден Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, в который включен лекарственный препарат "Октреотид".
Распоряжением Правительства РФ N 2199-р от 07.12.11 "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год" препарат "Октреотид" включен в указанный перечень. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.07.12 N 1378-р указанный Перечень подлежит применению и в 2013 году.
В соответствии с п. 3.20 "Положения о Комитете по здравоохранению", утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.07 N 1673, Комитет организует обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения граждан, включенных в Федеральных регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, в порядке предусмотренном федеральным законодательством; организует размещение заказов на поставки лекарственных средств, организует обеспечение населения закупленными по государственными контрактам лекарственными средствами.
Таким образом, проанализировав положения указанных выше правовых норм в их взаимосвязи, суд пришел к правильному выводу о том, что обеспечение гражданина, являющегося инвалидом, проживающим в Санкт-Петербурге, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложено на субъект Федерации - Санкт-Петербург в лице его компетентного исполнительного органа - Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.
Судом первой инстанции установлено, что Свиридова Н.А. является инвалидом " ... " группы по общему заболеванию согласно справке N ... от "дата".
С "дата" Свиридова Н.А. наблюдается у врача " ... " в СПб ГБУЗ " " ... "" с диагнозом: " ... ".
В связи с указанным заболеванием Свиридовой Н.А. показан препарат " С.".
В рамках государственного контракта в "дата" Комитетом по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга был закуплен препарат " Л.", в связи с чем истице выдан рецепт на получение этого препарата.
После проведения "дата" первой инъекции препаратом " Л.", у Свиридовой Н.А. было отмечено резкое ухудшение самочувствия с проявлением серьезных побочных реакций.
Из справки ФГБУ " ... " N ... следует, что Свиридовой Н.А. показано лечение только препаратом " С.".
Доводы представителя ответчика о том, что Свиридовой Н.А. в материалы дела не представлено доказательств того, что ей не предоставлялся по ее требованию лекарственный препарат " С.", не представлено рецептов, по которым ей не был осуществлен отпуск лекарственного препарата в связи с его отсутствием, судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку они не опровергают выводов суда о нарушении ответчиком прав истца.
Как следует из представленных в материалы дела документов, "дата", "дата", "дата", "дата", "дата", "дата", "дата" Свиридовой Н.А. лечащим врачом были выданы льготные рецепты на лекарственный препарат " С.", по которым она получила указанный препарат в аптечной сети бесплатно.
Вместе с тем, судом первой инстанцией с достоверностью было установлено, и не опровергается ответчиком, что в "дата" в аптеках города отсутствовал лекарственный препарат " С.", был закуплен другой препарат - " Л.", при этом ответчик обладал информацией о том, что отсутствие лечения необходимым препаратом приводит к ухудшению здоровья истицы, на препарат " Л." у которой было отмечено проявление серьезных побочных реакций.
Судом учтено, что представителем ответчика в материалы дела представлен контракт от "дата" на поставку лекарственного препарата " О." во "дата", в спецификацию которого включен препарат " С.".
Указанный контракт был заключен спустя " ... " месяцев после направления лечащим врачом извещения о неблагоприятной побочной реакции Свиридовой Н.А. на препарат " Л.", в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что данное обстоятельство не может свидетельствовать о надлежащем исполнении Комитетом обязанности по организации обеспечения истицы необходимым лекарственным препаратом постоянно.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что истица не была своевременно обеспечена жизненно необходимым лекарственным препаратом по вине Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, что привело к нарушению конституционных прав инвалида на получение лекарства, необходимого для поддержания жизни и здоровья.
Учитывая, что лечение препаратом " С." должно быть непрерывным, а в связи с отсутствием его в аптеках, истица была вынуждена приобрести препарат " Л.", на который у нее появились побочные реакции, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчик ненадлежащим образом организовал обеспечение истицы необходимым лекарственным препаратом, в связи с чем суд обоснованно принял решение о восстановлении нарушенных прав истицы.
Доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют его позицию в суде первой инстанции, исследованную судом и получившую правильную судебную оценку, при правильном распределении бремени доказывания и оценке доказательств согласно ст. ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном применении норм материального права. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.