Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Птоховой З.Ю.
судей Александровой Ю.К. и Параевой В.С.
при секретаре Красильникове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4291/2013 по апелляционной жалобе Администрации " ... " района Санкт-Петербурга на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 31 октября 2013 года по иску Л. к Администрации " ... " района Санкт-Петербурга об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Птоховой З.Ю., объяснения представителя ответчика Администрации " ... " района Санкт-Петербурга - В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Л. - возражавшего против доводов жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Л. обратился в суд с иском к Администрации " ... " района Санкт-Петербурга (деле - Администрация района), в котором просил суд обязать ответчика представить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он проживает в учреждении УСО " ... ", ранее имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, является инвалидом второй группы, находится на полном государственном обеспечении, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилой площади, прошел курс реабилитации, решением врачебной комиссии ему разрешено самостоятельное проживание. В ответ на свое обращение о предоставлении ему специализированного жилья, в соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", получил от ответчика письмо с отказом.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 31 октября 2013 года исковые требования Л. удовлетворены.
На Администрацию района возложена обязанность предоставить Л. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе Администрация района просит указанное решение отменить, как постановленное с нарушениями норм материального права, при неправильной оценке судом юридически значимых обстоятельств по делу.
Третьи лица Санкт-Петербургское ГАСУСО " ... ", " ... ", извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу на основании ч.3 ст.167, ч.ч.1.2 ст.327 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Л. являлся воспитанником СПб ГБСУСО " ... " был зарегистрирован по месту нахождения интерната по адресу: "адрес" с "дата" по "дата". Поступил в ДДИ N ... "дата" из школы-интерната N ... , расположенного по адресу: "адрес". Выбыл из ДДИ N ... "дата" в ПНИ N ... , расположенный по адресу: "адрес" (л.д.8, 9).
Из справки Психоневрологического дома ребенка N ... следует. что Л., " ... " года рождения, находился в СПб ПНДР N ... на полном государственном обеспечении с "дата" по "дата" года, ребенок был зарегистрирован по адресу дома ребенка, поступил в учреждение по заявлению одинокой матери в связи с заболеванием из ДГБ N ... (л.д.10).
Истец является инвалидом второй группы (л.д.12), он зарегистрирован постоянно с "дата" по месту нахождения ПНИ N ... по адресу: "адрес" (л.д.21).
В соответствии с выпиской из протокола расширенной врачебной комиссии врачей-психиатров ПНИ N ... и ПНД N ... от "дата" Л. может проживать самостоятельно в коммунальной или отдельной квартире, истец прошел необходимую реабилитацию (л.д. 13, 14-17).
В июне 2013 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему жилого помещения (л.д. 29).
Согласно ответу Администрации района от "дата" N ... истцу разъяснено, что в соответствии с изменениями, внесенными в Жилищный кодекс и законодательные акты, вступившие с законную силу с 01.01.2013 года - детям-сиротам, не имеющим жилья, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилищного фонда. Указано, что обеспечение жилыми помещениями будет производиться в соответствии со списком детей-сирот подлежащих обеспечению в порядке очередности, исходя из даты включения детей-сирот в указанный список, разработан проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о порядке ведения списка. Вопрос о включении истца в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подлежит рассмотрению после принятия вышеназванного постановления (л.д.19,28).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями п.1 ч 1 ст. 51 ЖК РФ, 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к выводу, что Л. имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилого помещения в связи чем, иск удовлетворил. При этом суд исходил из того, что право истца на специализированное жилое помещение не должно зависеть от принятия постановления и распоряжения о создании соответствующей комиссии в соответствии с Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 18.09.2007 года N 133 ( в ред. от 20.08.2013 года).
Судебная коллегия считает данные выводы суда обоснованными по следующим основаниям.
Часть 2 ст. 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72).
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
Согласно пункту 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Учитывая, что право на предоставление жилого помещения истцом реализовано не было до дня вступления названного Закона в законную силу, исковые требования об обязании ответчика предоставить благоустроенное специализированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения правомерно удовлетворены.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" были внесены изменения в Закон, в связи с чем, изменился порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к предоставлению жилых помещений.
В целях реализации Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Санкт-Петербурга от 15.03.2006 N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга", принято постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.08.2013 N 596 "О предоставлении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга", вступившим в законную силу 25.09.2013 года.
По мнению ответчика, удовлетворяя заявленные требования, суд не правомерно не учел, что указанное Постановление Правительства устанавливает, что право быть обеспеченным администрацией устанавливается решением Комиссии администрации "По вопросам предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, признания граждан нуждающимися в специальной социальной защите и предоставлении им жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, о также по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга", созданной распоряжением администрации от 23.10.2013 N 2002-р "О создании комиссии по вопросам предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, признания граждан нуждающимися в специальной социальной защите и предоставлении им жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, о также по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга".
Однако указанное обстоятельство не может влиять на права Л. по обеспечению жилым помещением по следующим основаниям.
Согласно Распоряжению Правительства Санкт-Петербурга от 18.09.2007 N 133-рп (ред. от 20.08.2013) "О районных комиссиях по вопросам предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, признания граждан нуждающимися в специальной социальной защите и предоставления им жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, а также по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за использованием жилых помещений и(или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений", утвердившему Положение о таких комиссиях -Администрациям районов предписано создать районные комиссии.
Из указанного положения следует, что заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, вопросы на рассмотрение Комиссии вносятся главой администрации района Санкт-Петербурга, заместителем главы администрации, курирующем вопросы социальной защиты населения, решение комиссии является рекомендательным для принятия правового акта администрацией района Санкт-Петербурга.
Во исполнение указанного распоряжения соответствующая комиссия в администрации " ... " района была создана согласно распоряжению лишь "дата", то есть по истечению более двух месяцев после принятия распоряжения Правительством Санкт-Петербурга, тогда как в обосновании отказа в предоставлении жилого помещения было указано, что обеспечение жилыми помещениями будет производиться в соответствии со списком детей-сирот подлежащих обеспечению в порядке очередности, исходя из даты включения детей-сирот в указанный список, разработан проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о порядке ведения списка.
Вопрос о включении истца в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подлежит рассмотрению после принятия вышеназванного постановления, однако такое постановление в суд представлено не было, Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга было принято вышеназванное положение о комиссиях.
Из вышеуказанного следует, что право на предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия иных лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условии, от времени включения в список граждан, имеющих прав на предоставление жилья вне очереди.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Таким образом, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 31 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации " ... " района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.