Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бакуменко Т.Н., Чуфистова И.В.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-6228/2013 по апелляционной жалобе П. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 2 декабря 2013 года, постановленное по заявлению П. о признании незаконным отказ администрации Московского района Санкт-Петербурга в признании нуждающейся в содействии в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения П. и представителя заявителя - Б.., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказ администрации Московского района Санкт-Петербурга (далее - администрация, администрация района) в знании ее нуждающейся в содействии в улучшении жилищных условий.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просила обязать администрацию принять заявителя на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий, дать ответ на просьбу об оказании содействия в решении жилищной проблемы иными возможными путями.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 2 декабря 2013 года отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить постановленное по делу решение, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела и неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании заявитель П. и ее представитель, каждый в отдельности, просила апелляционную жалобу удовлетворить, и, отменив решение суда первой инстанции удовлетворить заявленные требования.
Представитель администрации Московского района Санкт-Петербурга о времени судебного разбирательства извещен, в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки или ходатайства об отложении судебного разбирательства не представил.
Руководствуясь ч.2 ст. 257, ч.1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Судебная коллегия, выслушав объяснения заявителя и ее представителя, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции установлено, что П. является инвалидом " ... " группы по общему заболеванию (л.д. " ... "), ветераном Великой Отечественной Войны и жителем блокадного Ленинграда (л.д. " ... ").
Согласно справке " ... " N ... от 15 апреля 1998 года, а также свидетельства о государственной регистрации права собственности серии N ... от 23 апреля 1998 года, П ... является собственником однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 30,94 кв.м., жилой 17,07 кв.м. (л.д. " ... "), в которой она зарегистрирована постоянно с 13 декабря 1966 года. Также в квартире зарегистрированы и проживают: с 25 апреля 1977 года дочь заявителя - К.И.Н.., с 11 ноября 2009 года внучка - несовершеннолетняя К.Д.А.., с 5 апреля 2012 года зять - К.А.М ... При этом ранее К.А.М. принадлежала " ... " доля двухкомнатной квартиры, общей площадью 44,70 кв.м., расположенной по адресу: "адрес", которая отчуждена им по договору купли-продажи 13 августа 2010 года.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 4 февраля 2013 года, вступившим в законную силу 6 мая 2013 года, отказано в удовлетворении заявления П. о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Московского района Санкт-Петербурга об отказе в признании ее нуждающейся в обеспечении жилым помещением на условиях социального найма. Основанием для отказа в удовлетворении заявления послужило совершение П. действий (вселение и регистрация зятя), в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 53 ЖК РФ).
23 июля 2013 года администрацией Московского района рассмотрено обращение П., поступившее из Жилищного комитета Санкт- Петербурга о принятии на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий.
Письмом администрации Московского района Санкт-Петербурга от 27 июля 2013 года за подписью исполняющего обязанности заместителя главы администрации М., П. уведомлена об отказе в признании нуждающейся в содействии в улучшении жилищных условий. Основанием отказа послужило то обстоятельство, что она с членами семьи занимает отдельную квартиру, которая с учетом положений ст.21 Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт ? Петербурга" не является коммунальной квартирой.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что поскольку дочь заявителя, внучка и зять, вселены в квартиру, принадлежащую П ... на праве собственности, с согласия заявителя и являются членами ее семьи, то оснований для признания квартиры коммунальной, а заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", не имеется.
Данные выводы суда являются правильными.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 (в редакции от 3 апреля 2013 года) "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий признаются граждане Российской Федерации, проживающие в Санкт-Петербурге на законном основании в общей сложности не менее десяти лет, в том числе граждане без определенного места жительства, обратившиеся с заявлением об оказании содействия в улучшении жилищных условий в уполномоченный орган, в случае:
1) если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире) и подлежащей расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге", утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 17 октября 2007 года N 513-101 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге";
2) если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире), и относятся к следующим категориям:
инвалиды Великой Отечественной войны;
участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
3) если они имеют трех и более несовершеннолетних детей и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности, применяемого в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий (далее - учетный норматив жилищной обеспеченности), в соответствии со статьей 7 настоящего Закона Санкт-Петербурга;
4) если они проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В ч.1 ст.21 Закона Санкт-Петербурга от 5 мая 2006 года N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 26 апреля 2006 года) указано, что коммунальной квартирой является квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и(или) собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством.
Согласно ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане, если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
Поскольку дочь заявителя, ее внучка и зять вселены в квартиру, принадлежащую П. на праве собственности, в качестве членов семьи собственника жилого помещения, то являются членами одной семьи с заявителем. В связи с этим не обоснованно утверждение заявителя и ее представителя о занятии квартиры несколькими семьями. Следовательно, оснований признания П. нуждающейся в содействии в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 (в редакции от 3 апреля 2013 года) "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", не возникло.
Довод апелляционной жалобы о применении судом первой инстанции Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" в редакции от 19 июля 2005 года, которая утратила силу к моменту издания оспариваемого отказа администрации района и разрешения спора судом, не является основанием для отмены решения, поскольку это обстоятельство не повлекло неправильное разрешение дела по существу спора.
Таким образом, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 2 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.