Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Венедиктовой Е.А.
судей
Сопраньковой Т.Г.,
Литвиновой И.А.
при секретаре
Медведеве Д.В.
рассмотрела в судебном заседании 04 марта 2014 года гражданское дело N 2-999/2013 по апелляционной жалобе ООО " ... " на решение Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 23 декабря 2013 года по иску Коваленко А. И. к ООО " ... " о перерасчете оплаты за коммунальные услуги по нормативу, перерасчете за период временного отсутствии, исключении суммы пени из задолженности по оплате.
Заслушав доклад судьи Венедиктовой Е.А., объяснения представителя ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца, его представителя, возражавших относительной доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Коваленко А. И. обратился в Кронштадтский районный суд Санкт-Петербурга с иском ООО " ... " Санкт-Петербурга о перерасчете оплаты за коммунальные услуги по нормативу, перерасчете за период временного отсутствия, исключении суммы пени из задолженности по оплате. В обоснование ссылается на незаконность производимых ответчиком начислений оплаты за холодное водоснабжение, в связи с чем просит произвести перерасчет по начислению оплаты за холодное водоснабжение по нормативу потребления; полагает, что не произведен перерасчет по оплате за коммунальные услуги за период его отсутствия с 04.03.2013 по 22.03.2013 и с 20.06.2013 по 10.07.2013, а также указывает на незаконность начисления ответчиком пени за просрочку платежей, поскольку задолженности возникла по вине ответчика, так как истец не оплачивал задолженность по причине несогласия размером начисленных платежей и порядком расчета.
Решением Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 23 декабря 2013 года постановлено: обязать ООО " ... " произвести перерасчет начислений за потребление холодной воды Коваленко А. И. за период с декабря 2012 года по май 2013 года исходя из норматива потреблений, в соответствии с требованиями ст. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307; при уменьшении суммы начислений за ХВС за указанный период размер пени привести в соответствие с начислениями в результате произведенного перерасчета; в остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель ООО " ... " просит решение суда от 23 декабря 2013 года отменить, считая его постановленным с нарушением норм материального права. Истцом решение в отказной части не оспаривается, соответственно проверке подлежит только обжалуемая часть в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что многоквартирный дом по адресу: " ... ", в котором проживает истец, не оборудован индивидуальным прибором учета потребленной холодной воды. Обеспечивающий данный дом прибор учета холодного водоснабжения также одновременно обеспечивает учет потребления холодной воды двух рядом расположенных многоквартирных домов, что подтверждено представителем ООО " ... ", а также результатом проверки, проведенной Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга.
Ст. 155 ЖК РФ установлено, что в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация, собственники оплачивают жилое помещение и коммунальные услуги этой управляющей организации.
Ст. 157 ч. 1 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ 23.05.2006 года Правительством РФ издано Постановление N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
В соответствии с п. 1 и п. 2 Правил, данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, также порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
Согласно подп. "б" п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за горячее водоснабжение в соответствии с подп. 3 п. 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления коммунального ресурса. Один раз в квартал, а если это предусмотрено договором - один раз в год, исполнитель производит корректировку размера платы за указанные коммунальные услуги и в соответствии с под. 4 п. 1 приложения N 2 к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разницы объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления.
Обосновано руководствуясь вышеуказанными положениями действующего законодательства, и установив, что в жилом доме N ... отсутствует прибор учета холодного водоснабжения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что расчет размера платы должен производиться в порядке, установленном пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам - исходя из действующего норматива потребления.
Довод апелляционной жалобы о том, что имеющийся прибор учета холодного водоснабжения обеспечивает одновременный учет потребления холодной воды также ещё двух рядом расположенных домов, в силу особенностей инженерно-технического обеспечения, то есть находится на "сцепке", а действующее законодательство не запрещает существование "сцепок", то производство расчёта за потребленную холодную воду исходя из показаний приборов учета с разделением по количеству потребителей и занимаемых ими площадей является допустимым, обосновано отклонен судом первой инстанции.
Из анализа порядка расчета размера платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением правительства РФ от 06.05.2011 N 354, следует, что порядок распределения объема, предоставляемого в отношении нескольких многоквартирных домов, определение которой обеспечивается одном прибором учета (дом "на сцепке") не определен, соответственно исходя из общих положений размер надлежит рассчитывать как при отсутствии общедомового узла учета, то есть исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Довод апелляционной жалобы о том, что расчеты между управляющей организацией и ресурсоснабжающими организациями осуществляются на основании показаний счетчика единого для группы домов счетчика, а между собственниками и пользователями, в т.ч. истцом, исходя из нормативов потребления, и это влечет несоответствие, а также о возможном увеличении размера начислений, не принимается судебной коллегией, поскольку требования истца о проведении расчета потребляемых услуг в заявленном им варианте основаны на нормах действующего законодательства, а порядок расчета ответчика с организациями проверке в рамках настоящего спора не подлежит.
Иные доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права применительно к спорным правоотношениям, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией как основание к отмене законного решения суда.
Рассматривая данное дело, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал подробный анализ законодательства, регулирующего поставленные в заявлении вопросы, правильно применил нормы материального и процессуального законодательства, в связи с чем не усматривается оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 23 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.