Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Савина В.В.
Судей
Пошурковой Е.В., Осининой Н.А.
При секретаре
Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 16 сентября 2013 года по иску Дюмина В.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга об оспаривании решения, обязании засчитать в стаж, назначить пенсию.
Заслушав доклад судьи Савина В.В., объяснения Дюмина В.Ф., его представителя - адвоката Перминовой Т.В., представителя ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дьяченко Е.Н., - судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Дюмин В.Ф. обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском к УПФР в Выборгском районе Санкт-Петербурга, указав, что имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", так как достиг возраста 55 лет и проработал не менее " ... " в плавсоставе на судах Эстонского пароходства, имеет страховой стаж не менее 25 лет. Ссылаясь на указанное, Дюмин В.Ф. просил признать незаконным решение УПФР в Выборгском районе Санкт-Петербурга N ... от "дата"; обязать ответчика засчитать в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с "дата" по "дата" в должности " ... " на судах Эстонского морского пароходства; обязать назначить пенсию с момента обращения, то есть с "дата".
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 16 сентября 2013 года признано незаконным решение УПФР в Выборгском районе Санкт-Петербурга N ... от "дата" об отказе Дюмину В.Ф. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Постановлено обязать УПФР в Выборгском районе Санкт-Петербурга включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы Дюмина В.Ф. с "дата" по "дата" в должностях " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... " на судах Эстонского морского пароходства.
Обязать УПФР в Выборгском районе Санкт-Петербурга досрочно назначить Дюмину В.Ф. трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением деятельности в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности с "дата".
В апелляционной жалобе УПФР в Выборгском районе Санкт-Петербурга просит решение суда от 16 сентября 2013 года отменить, ссылаясь на то, что оно принято с существенным нарушением норм материального права.
УПФР в Выборгском районе Санкт-Петербурга извещенное надлежащим образом о дне судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направило, о наличии уважительных причин, препятствующих явке в суд, не сообщило, в связи с чем в силу требований ст.ст. 167, 327 ГПК Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Проверив законность постановленного судом первой инстанции решения по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Исходя из буквального толкования указанной нормы Закона, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" имеют лица, независимо от характера выполняемой работы, если они работают на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, имеющие страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Аналогичные положения содержало ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла п. "и" ст. 12, ст. 78.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 года N 340-1.
"дата" Дюмин В.Ф. обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости.
Решением УПФР в Выборгском районе Санкт-Петербурга N ... от "дата" Дюмину В.Ф. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого льготного стажа. Из решения следует, что страховой стаж на территории Российской Федерации составляет " ... ".
В обоснование отказа пенсионный орган ссылался на то, что при назначении досрочной трудовой пенсии по Российскому законодательству стаж работы в особых условиях труда, приобретенный на территории Эстонской Республики (ЭССР) к специальному стажу, приобретенному на территории Российской Федерации (РСФСР) не суммируется. Данный стаж подлежит суммированию только как страховой стаж и общий трудовой стаж, в соответствии с п. 3 ст. 5 Договора от 14.07.2011 года.
В связи с указанным в специальный стаж истца не был включен период работы на территории Эстонской Республики в Эстонском морском пароходстве с "дата" по "дата" ( " ... ").
Спорный период работы истца охватывается двумя периодами: периодом работы в Советском Союзе в Эстонской ССР и периодом работы после распада СССР в иностранном государстве - Эстонской республике.
Пунктом 9 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17.10.2003 года N 70 утвердило разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 года N 5280), в соответствии с которым, расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01.01.2002 года, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Спорным является период работы истца, в том числе и до 1991 года, то есть в период действия нормативных актов, регулирующих пенсионное обеспечение на всей территории СССР.
Согласно п. 2 ст. 6 Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения", для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего ССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Указанное Соглашение Республика Эстония не подписала. Тем не менее, в соответствии с п. 2 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 года N 1-369-18 при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 года. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном ст. 89 Закона РСФСР от 20.11.1990 года.
Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать также рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР".
Согласно данным рекомендациям, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
В соответствии с п. 8 Распоряжения правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 года N 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (Трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15.01.2003 года N 88-16).
Из анализа указанных Соглашений и рекомендаций, периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В силу вышеуказанных норм права, довод автора жалобы о том, что оснований для назначения истцу досрочной трудовой пенсию по старости не имеется ввиду отсутствия специального стажа на территории РСФСР и Российской Федерации необоснован.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно включил Дюмину В.Ф. в специальный стаж период работы с "дата" по "дата" в должностях " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... " на судах Эстонского морского пароходства, поскольку работа истца носила постоянный характер, выполнялась в течение полного рабочего дня, без совмещения профессии, в плавсоставе на судах морского флота, не являющихся служебно-вспомогательными, разъездными судами, судами пригородного и внутреннего сообщения, а также судами, постоянно работающим на акватории порта.
Данный период подтвержден справкой от "дата" N ... , выданной Государственным Акционерным Обществом "Эстонское морское пароходство.
Таким образом, требуемый в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" специальный стаж истца составляет не менее " ... ".
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями ст. 67 ГПК Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 16 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.