Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Осининой Н.А.
судей
Пошурковой Е.В., Савина В.В.
при секретаре
Кучинской А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Богатырева Сергея Васильевича на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 декабря 2013 года по гражданскому делу N2-3919/2013 по иску Богатырева С.В. к Управлению федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии, установления процентной надбавки к окладу денежного содержания.
Заслушав доклад судьи Осининой Н.А., объяснения Богатырева С.В. и его представителя Шило А.А., поддержавших доводы жалобы, представителя УФСКН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Бастраковой Е.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Богатырев С.В. обратился в суд с иском к Управлению федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее УФСКН России по СПб и ЛО) и, с учетом изменений в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил обязать ответчика произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии в установленном законом порядке, включив в выслугу лет периоды работы (службы) истца в таможенных органах с 10.07.1997 года по 26.12.1997 года и с 13.09.2002 года по 16.03.2009 года, произвести перерасчет надбавки за период с 24.12.2010 года и выплатить недоплаченную часть надбавки за период с 24.12.2010 года.
В обоснование заявленных требований истец указывал, что с 24.12.2010 года и по настоящее время он проходит службу в УФСКН России по СПб и ЛО, ранее работал в таможенных органах РФ, а именно: с 10.07.1997года был назначен на должность "должность", с 26.12.1997 года имел специальные (персональные) звания, присвоенные в установленном законом порядке. Из расчета выслуги лет для назначения пенсии, произведенного отделом кадров "адрес" таможни, следует, что включению в выслугу лет подлежит период службы истца в таможенных органах с 13.09.2002 года по 16.03.2009 года в должности "должность", "должность", "должность", в связи с чем, выслуга лет истца в общей сложности по состоянию на 02.11.2010 года составляет 23 года 04 месяца 21 день. Однако, в расчет выслуги лет период службы истца в таможенных органах РФ с 10.07.1997 года по 26.12.1997 года и с 13.09.2002 года по 16.03.2009 года службой кадров УФСКН России по СПб и ЛО не включен, в связи с чем, срок выслуги лет истца составил на 01.10.2013 года 19 лет 04 месяца 00 дней. Ссылаясь на пп. "а" п.1 Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утв.Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 года, на пп. "а" п.1 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсии сотрудниками таможенных органов, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 года, на положения ФЗ РФ "О системе государственной службы в РФ" от 27.05.2003 года, истец полагал, что у службы кадров УФСКН России по СПб и ЛО не имелось оснований для изменения расчета выслуги лет, произведенного отделом кадров "адрес" таможни, и исключения из него периодов службы истца в таможенных органах. В связи с неправильно произведенным расчетом выслуги лет с 24.12.2010года истцу недоплачивается ежемесячное денежное содержание.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 декабря 2013 года Богатыреву С.В. в удовлетворении исковых требований отказано.
Богатырев С.В. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда от 17 декабря 2013 года, как незаконное и необоснованное.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
При рассмотрении спора судом установлено, что 10.07.1997 года Богатырев С.В. принят на службу в "адрес" таможню на должность "должность".
Приказом Председателя государственного таможенного комитета РФ от 26 декабря 1997 года N ... Богатыреву С.В. присвоено специальное звание " ... " (л.д. 47).
12.09.2002 года истец уволен из таможенных органов по п.п. 5 п. 2 статьи 48 ФЗ "О службе в таможенных органах" (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий).
13.09.2002 года Богатырев С.В. принят на федеральную государственную службу в таможенные органы РФ по бессрочному трудовому договору на должность "должность"
16.03.2009 года истец уволен с федеральной государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с п. 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 Федерального закона)).
17.03.2009 года Богатырев С.В. принят на службу в таможенные органы РФ по контракту на должность "должность"
Возражая против заявленных истцом требований, представитель УФСКН России по СПб и ЛО ссылался на то, что в выслугу лет Богатырева С.В. для назначения пенсии не были включены периоды его работы с 10.07.1997 года по 04.05.1998 года в должности "должность" и период с 13.09.2002 года по 16.03.2009 года в должностях "должность", "должность", поскольку в соответствии с трудовой книжкой истца в указанные периоды ему не были присвоены специальные (персональные) звания, наличие которых необходимо для назначения пенсии в силу п. "е" п.1 Постановления Правительства РФ от 28.05.2004 года N 254 и ст. 5 ФЗ от 21,07.1997 года N 114-ФЗ. Также представитель ответчика указывал на то, что в силу положений ст.18 Закона РФ от 12.02.1993 года N4468-1 в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с п. "а" ст.13 Закона офицерам (лицам рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ) период гражданской службы не засчитывается.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ФЗ РФ от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пришел к выводу о том, что поскольку в соответствии с положениями вышеуказанного Закона лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ не предусмотрено включение в выслугу лет, необходимой для назначения сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ пенсии за выслугу лет, времени их предшествующей службы в таможенных органах, оснований для включения в выслугу лет истца для назначения пенсии периоды его работы (службы) в таможенных органах с 10.07.1997 года по 26.12.1997 года и с 13.09.2002 года по 16.03.2009 года не имеется.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном толковании норм материального права.
В апелляционной жалобе Богатырев С.В. ссылается на то, что суд при рассмотрении спора не учел положения статьи 18 Закона от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в соответствии с которой порядок исчисления пенсии лицам, указанным в ст.1 указанного Закона, определяется Правительством РФ. При этом, Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 года N254 утверждены Правила исчисления выслуги лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и подп. "е" п.1 указанных Правил установлено, что время службы (работы) в таможенных органах СССР, таможенных органах Российской Федерации в качестве должностных лиц, имеющих специальные (персональные) звания, исчисляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям". В то же время, подп. "а" п. 2 в "Положения об исчислении выслуги лет для назначении пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 103, предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается время службы (работы) в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы. Ссылаясь на указанные нормы права, истец полагает, что судом первой инстанции неправомерно отказано во включении в выслугу лет для назначения пенсии периоды его работы (службы) в таможенных органах с 10.07.1997 года по 26.12.1997 года и с 13.09.2002 года по 16.03.2009 года
Данные доводы не могут быть положены в основу отмены решения суда в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно подп. "а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 2 февраля 1998 года N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям" в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются: исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" время службы (работы): в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы; в органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, установленных Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации; указанное в статье 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей".
Вышеназванные положения определяют правовой механизм реализации пенсионных прав исключительно для сотрудников таможенных органов и предусматривают возможность зачета соответствующих периодов работы в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов. Однако указанные нормы не применимы при назначении пенсии за выслугу лет сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Пенсионное обеспечение граждан, проходивших службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, производится на основании специального закона - Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", статьей 18 которого предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), а также иные периоды.
При этом лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в соответствии с положениями вышеуказанного Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, не предусмотрено включение в выслугу лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет, времени их предшествующей либо последующей службы в таможенных органах.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы истца о том, что период прохождения службы в таможенных органах подлежит зачету в выслугу лет, необходимой для назначения сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ пенсии за выслугу лет, основаны на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Богатырева С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.