Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильинской Л.В.
судей
Кудасовой Т.А. и Шиловской Н.Ю.
при секретаре
Цыбиной И.Б.
рассмотрела в судебном заседании 13 марта 2014 года гражданское дело N2-2929/13 по апелляционной жалобе Б. на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 декабря 2013 года по иску Б. к Военному комиссариату Ленинградской области, ЗАО " ... " Министерству обороны Российской Федерации о взыскании невыплаченной части страхового возмещения.
Заслушав доклад судьи Ильинской Л.В., объяснения представителя истца К. представителя ответчика ЗАО " ... " А. судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Б. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату
Ленинградской области (далее - ВКЛО), ЗАО " ... " Минобороны
Российской Федерации, указывая на то, что она с 18.07.2011 года является
пенсионером Минобороны Российской Федерации, состоит на пенсионном
обеспечении в ВКЛО, приказом командующего войсками Западного военного округа от 21.06.2011 N 137 она уволена с военной службы по состоянию здоровья, приказом командира войсковой части N ... от 08.07.2011 года N 199 исключена из списков личного состава части с 17.07.2011 г., с 20.12.2011 г. истице установлена инвалидность " ... " вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, ВКЛО ей были оформлены документы для выплаты страховой суммы возмещения вреда, и 08.02.2012 истице во вклад была зачислена страховая выплата в размере 50 окладов денежного содержания в сумме 241800 руб. из расчета оклада по воинской должности в сумме 2776 руб., по воинскому званию в сумме 2080 руб. Истица, полагая, что ей страховое возмещение выплачено не полном объеме, поскольку данная выплата должна быть произведена исходя из окладов на момент произведения самой выплаты, просила суд взыскать с ответчиков солидарно в свою пользу невыплаченную часть страхового возмещения в размере 932 200 руб.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 декабря 2013 года в удовлетворении исковых требований Б. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Б. настаивает на отмене решения суда, ссылаясь на то, что решение вынесено с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
При этом, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу без участия истца Б. представителей ответчиков Военного комиссариата Ленинградской области и Минобороны Российской Федерации, не явившихся в судебное заседание, поскольку в материалах дела имеются данные, подтверждающие их надлежащее извещение (л.д. 200-202), учитывая, что интересы истца в судебном заседании апелляционной инстанции представляет уполномоченное доверенностью лицо.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что приказом командующего Западного военного округа от 21.06.2011 N 137 старший прапорщик Б. по состоянию здоровья уволена с военной службы с зачислением в запас (подпункт "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Приказом командира войсковой части N ... от 08.07.2011 N 119 Б. с 17.07.2011 исключена из списков личного состава части.
Согласно справке серии МСЭ-2011 N ... выданной 20.12.2011, с 20.12.2011 г. Б. впервые установлена инвалидность " ... " в связи с заболеванием, полученным в период военной службы.
12.01.2012 истица обратилась в ЗАО " ... " с заявлением о выплате страхового возмещения в связи с установлением инвалидности, представила необходимые документы.
31.12.2010 года между Министерством обороны РФ и ЗАО " ... " был заключен государственный контракт N ... на оказание в 2011 году услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы.
В силу п. 1.1 контракта его предметом является страхование жизни и здоровья застрахованных в 2011 году.
Согласно п. 3.1 указанного контракта, страховые случаи устанавливаются в соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы".
Пунктом 4.1 контракта установлено, что размер страховой суммы, выплачиваемой застрахованным лицам и выгодоприобретателям, определяется в соответствии со ст. 5 Закона об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих.
В соответствии с п. 10.1 контракта он действует с 01.01.2011 года по 21.12.2011 года, при этом страхование распространяется на страховые случаи, произошедшие с 01.01.2011 года по 31.12.2011 года включительно, выплата страховых сумм при наступлении страховых случаев, предусмотренных абз. 2 и 3 ст. 4 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", производится с 01.01.2012 года по 31.12.2012 года включительно.
Признав случай, произошедший с Б. страховым, платежным поручением N 24350 от 07.02.2012 года ЗАО " ... " перечислило застрахованному на его лицевой счет страховое возмещение в размере 242 800 рублей в связи с получением Б. инвалидности 20.12.2011 г., в соответствии с п.2 ст.5 ФЗ N 52 в редакции Закона, действовавшего на дату наступления страхового случая, то есть в размере 50 окладов денежного довольствия военнослужащего. При этом страховая сумма была исчислена исходя из окладов, установленных на момент наступления страхового случая.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Б. суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения к рассматриваемым правоотношениям положений ст. 5 Федерального закона N 52 в редакции, действующей после вступления изменений в указанную статью в законную силу (01.01.2012 г.).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает решение суда законным и обоснованным, исходя из следующего.
В силу статьи 18 Федерального закона N 76-ФЗ от 27.05.1998 года "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных, на военные сборы, и иных лиц определены Федеральным законом от 28.03.1998 года N 52-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 года N 52-ФЗ (в редакции от 11.11.2011 года N 208-ФЗ) в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов: инвалиду I группы - 75 окладов; инвалиду II группы - 50 окладов; инвалиду III группы - 25 окладов.
В соответствии с Федеральным законом N 306 от 07.11.2011 года "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" Правительство Российской Федерации Постановлением N 992 от 05.12.2011 года с 01.01.2012 года установило оклады денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
При этом, пунктом 3 указанного Постановления предусмотрено, что оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям, установленные этим Постановлением, подлежат применению:
- при пересмотре размеров пенсий, назначенных гражданам до 01.01.2012 года;
- при назначении пенсий;
- при сохранении выплаты оклада по воинскому званию в течение 1 года после увольнения с военной службы ряду военнослужащих.
В соответствии с пунктом 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
С 01 января 2012 года осуществлено реформирование системы материально - финансового обеспечения военнослужащих.
Федеральный Закон от 08.11.2012 года N 309 - ФЗ не содержит указаний о применении при определении размера страховых выплат (право на которые возникло до 01. 01.2012 года) окладов по должности и званию в размерах, установленных в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 года N 306 - ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Из анализа указанных норм следует, что ни Федеральным законом N 306 от 07.11.2011 года, ни Постановлением Правительства Российской Федерации N 992 от 05.12.2011 года не установлено, что применение новых окладов распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров страхования.
Следовательно, размер страховой суммы должен быть исчислен истцу исходя из размера месячного содержания по соответствующей должности, действовавшей до момента его повышения 01.01.2012 года, который и был применен ответчиком при производстве выплаты истцу Б.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что ответчик, выплативший истцу страховую сумму в размере 242 800 рублей, исходя из должностного оклада, установленного на момент наступления страхового случая, полностью выполнил свои обязательства по государственному контракту N ... на оказание в 2011 году услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска не имелось, следовательно, решение суда первой инстанции является правильным и отмене не подлежит.
При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу о том, что нарушений материального и процессуального законодательства судом допущено не было, а доводы жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В решении суда правильно изложены обстоятельства дела, дана надлежащая оценка доказательствам, применен закон, подлежащий применению.
Каких-либо новых убедительных правовых доводов тому, что решение суда постановлено в нарушение положений действующего законодательства, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, апелляционная инстанция не усматривает.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.