Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Бакуменко Т.Н., Чуфистова И.В.
при секретаре
У.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 марта 2014 года апелляционную жалобу Дудиной Татьяны Николаевны на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 24 декабря 2013 года по гражданскому делу N 2-4800/13 по заявлению Дудиной Татьяны Николаевны об оспаривании решения администрации Московского района Санкт-Петербурга.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
Выслушав объяснения заявителя - Дудиной Т.Н., представителя заинтересованного лица администрации Московского района Санкт - Петербурга - Деденковой Ю.Н., представителя заинтересованного лица Санкт - Петербургского ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Воспитательный дом" - Лысенковой Н.В.,
судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Московского районного суда Санкт - Петербурга от 04 декабря 2013 года отказано в удовлетворении заявления Дудиной Т.Н. об оспаривании отказа администрации Московского района Санкт - Петербурга от "дата" в предоставлении жилого помещения, как ребенку - сироте.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, полагает его незаконным, просит принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, изучив дело по апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда оставит без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Дудина Т.Н. обратилась в Московский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании решения администрации Московского района от "дата" об отказе в предоставлении ей жилого помещения, как ребенку - сироте.
В обоснование заявления Дудина Т.Н. указывала, что в "дата" она обратилась с заявлением в жилищный отдел администрации Московского района Санкт-Петербурга о включении ее в список детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт -Петербурга, в связи с невозможностью переоформления договора социального найма на жилое помещение, где зарегистрирована, а также не пригодностью для проживания указанного жилого помещения и невозможностью вселения в квартиру.
"дата" заявителем был получен ответ из жилищного отдела администрации Московского района Санкт-Петербурга, содержащий отказ во включении заявителя в список детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Отказ мотивирован тем, что Дудина А.С. обеспечена жилой площадью свыше учетной нормы, необходимой для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях.
"дата" заявитель вновь обратилась в администрацию Московского района с заявлением о содействии в предоставлении ей благоустроенного жилого помещения, как ребенку-сироте, в порядке реализации прав, предоставленных статьей 8 пункта 1 Федерального закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей."
Письмом от "дата" администрация района отказала заявителю в принятии ее с малолетним сыном на учет нуждающихся в жилых помещениях.
По мнению заявителя, отказ администрации противоречит требованиям закона и не учитывает условия ее проживания.
Отклоняя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в коммунальную "адрес" по адресу: "адрес" была вселена при жизни родителей как член семьи нанимателя, следовательно, у нее возникло право пользования указанным жилым помещением. Доказательств иного Дудиной Т.Н. суду не представлено.
Реализуя свое право нанимателя вышеуказанного жилого помещения, Дудина Т.Н. "дата" зарегистрировала в квартире своего несовершеннолетнего ребенка.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Согласно статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Как установлено судом и следует из материалов дела Дудина Т.Н. с " ... " Д.А.С и " ... " П.Е.К. зарегистрированы по адресу: "адрес", в " ... " коммунальной квартиры общей площадью " ... " кв.м, в " ... " комнатах жилой площадью " ... " кв.м, общей - " ... " кв.м.
Таким образом, обеспеченность жильем заявителя составляет " ... " кв.м общей площади, что превышает учетную норму, необходимую для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.
Указанное жилое помещение по ордеру от "дата" было предоставлено Д.З.И. на семью из трех человек, включая " ... " П.Е.К. и " ... " Д.Н.В. Заявитель была зарегистрирована в указанных комнатах "дата".
"дата" умерла " ... " истицы Дудиной Т.Н. - Д.Е.Ю.
"дата" умер " ... " истицы Дудиной Т.Н. - Д.Н.В.
"дата" Дудина Т.Н. была переведена на отделение дневного пребывания центра " П".
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичное правило установлено абзацем 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а именно: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности.
Таким образом, является правильным вывод суда о том, что заявитель сохранила на весь период пребывания в детских учреждениях, право пользования жилым помещением, в связи с чем на момент окончания опеки у нее имелось закрепленное за ней жилое помещение, и право на предоставление вне очереди иного жилого помещения к нее не возникло.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Федеральный законодатель, установивший в Жилищном кодексе Российской Федерации правовое регулирование отношений по внеочередному обеспечению жилыми помещениями, ограничил круг лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями из жилищного фонда социального использования, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в силу части 2 статьи 49 данного Кодекса жилые помещения предоставляются по договору социального найма - как в порядке очереди, так и вне очереди - только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими.
Одновременно Жилищным кодексом Российской Федерации фактически расширен перечень оснований признания лиц, относящихся к рассматриваемой категории, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями части 1 статьи 51, части 1 и пунктов 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса (и учитывая, что в пункте 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма). Действующее законодательство предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях - как на основании пункта 1 части 1 статьи 51 (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), так и на основании пунктов 2 - 4 части 1 статьи 51 (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности).
Из изложенного следует, что детям-сиротам возможно предоставление жилого помещения по договору социального найма при наличии постоянной регистрации по месту жительства в случае, если закрепленное за ним помещение не соответствует минимальной учетной норме либо, если проживание в этом помещении невозможно в силу обстоятельств, перечисленных в законе. Однако, таких обстоятельств при разрешении заявления не установлено.
Довод заявителя о том, что комната, в которой она зарегистрирована, не пригодна для проживания и не отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, был исследован судом первой инстанции. Доказательств в подтверждение этому при разрешении заявления не установлено.
Так, в соответствии пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди лишь в том случае, если они не имеют на момент окончания пребывания в образовательном или ином учреждении, под опекой (попечительством) закрепленного за ними жилого помещения.
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Так, согласно общим требованиям к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
Раздел II указанного Положения содержит требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Раздел III содержит основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Вместе с тем в разделе III данного документа, который содержит основания для признания жилого помещения непригодным для проживания, несоблюдение данных требований не названо в качестве оснований для непригодности.
Согласно пункту 33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
При рассмотрении дела заявителем не представлены доказательства того, что занимаемые ею жилые помещения в установленном законом порядке признаны непригодными для проживания либо могут быть признаны таковыми.
Те обстоятельства, что в настоящее время имеется большой долг по квартплате, что квартира находится в состоянии, где затруднительно проживать матери с ребенком по причине того, что в ней длительное время не производился ремонт, верно оценены судом, как не являющиеся основанием для удовлетворения заявленных Дудиной Т.Н. требований, поскольку не свидетельствуют о незаконности оспариваемого отказа.
Иных установленных законом оснований, в силу которых заявитель могла бы быть поставлена на учет, не приведено.
Таким образом, оспариваемое решение администрации района принято в пределах компетенции данного органа и основано на нормах действующего законодательства.
Согласно части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, в т.ч. соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.
Исходя из изложенного, судебная коллегия соглашается с приведенной судом оценкой доказательств дела.
Доводы апелляционной жалобы Дудиной Т.Н. по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут быть положены в основу отмены законного и обоснованного решения суда.
При таких обстоятельствах постановленное решение является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 24 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.