Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бакуменко Т.Н.
Селезневой Е.Н.
при секретаре
Кулёминой Г.Ю.
рассмотрела гражданское дело N 2-9228/2013 по апелляционным жалобам главы Муниципального Совета Муниципального образования Муниципального округа Санкт-Петербурга "Юнтолово" Радзевич А.В. и Председателя Совета регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге Дмитриевой О.Г. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 18 ноября 2013 года, постановленное по заявлению Председателя Совета регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге о признании недействительным решение Муниципального Совета Муниципального образования Муниципальный округ "Юнтолово" N ... от 7 мая 2013 года "О формировании Избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа "Юнтолово", в части отказа в назначении Ч. членом Избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа "Юнтолово" с правом решающего голоса.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге - Савостьянова Н.И., представителя Муниципального Совета Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа "Юнтолово" - Ефимова И.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Председатель Совета регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге Дмитриева О.Г. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решение Муниципального Совета Муниципального образования Муниципальный округ "Юнтолово" N ... от 7 мая 2013 года "О формировании Избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа "Юнтолово" (далее- МС МО МО "Юнтолово"; МО МО "Юнтолово"), в части отказа в назначении Ч. членом Избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа "Юнтолово" с правом решающего голоса.
В обоснование требований заявитель указал, что с целью назначения в состав Избирательной комиссии МО МО "Юнтолово" кандидата от Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге - Ч., 19 марта 2013 года представителем политической партии переданы в МО МО "Юнтолово" необходимые документы: решение бюро совета Регионального отделения политическая партия Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге N ... от 11 марта 2013 года, подписанное Председателем Совета Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге Дмитриевой О.Г. (далее- РОПП Справедливая России в городе Санкт-Петербурге), письменное согласие Ч ... Несмотря на своевременное представление правильно оформленных документов, решением МС МО МО "Юнтолово" отказано в назначении Ч. членом Избирательной комиссии МО МО "Юнтолово" с правом решающего голоса.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права заявитель просит суд обязать МС МО МО "Юнтолово" включить Ч. в состав Избирательной комиссии МО МО "Юнтолово" с правом решающего голоса.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 18 ноября 2013 года заявление удовлетворено частично. Решение МС МО МО "Юнтолово" N ... от 7 мая 2013 года "О формировании Избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа "Юнтолово" в части отказа в назначении Ч. членом Избирательной комиссии МО МО "Юнтолово" с правом решающего голоса признано незаконным и отменено. С МО МО "Юнтолово" в пользу РОПП Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге взысканы судебные расходы, понесенные на уплату государственной пошлины в сумме 200 рублей. В удовлетворении требования о возложении на МС МО МО "Юнтолово" обязанность включить Ч. в состав Избирательной комиссии МО МО "Юнтолово" с правом решающего голоса - отказано.
В апелляционной жалобе, поданной Председателем Совета РОПП Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге выражено несогласие с решением суда в части отказа в принятии мер по восстановлению нарушенного права, а именно в возложении на МС МО МО "Юнтолово" обязанность включить Ч. в состав Избирательной комиссии МО МО "Юнтолово" с правом решающего голоса. По мнению заявителя, решение суда в этой части принято с нарушением ч.1 ст. 258 ГПК РФ, положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Санкт-Петербурга от 14 ноября 2008 года N 681-118 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга". В связи с этим заявитель просит отменить решение суда в оспариваемой части, и удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
В апелляционной жалобе, поданной Главой МС МО МО "Юнтолово" выражено несогласие с решением суда в части признания незаконным и отмены решения МС МО МО "Юнтолово" N ... от 7 мая 2013 года "О формировании Избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа "Юнтолово", которым отказано в назначении Ч. членом Избирательной комиссии МО МО "Юнтолово" с правом решающего голоса. По мнению заявителя, решение суда постановлено при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неверном применении норм материального права. В связи с этим представитель заинтересованного лица просит отменить решение суда в оспариваемой части, и отказать в удовлетворении заявления в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы и указал на необоснованность апелляционной жалобы, поданной представителем МО МО "Юнтолово". Представитель заинтересованного лица настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы и возражал против удовлетворения апелляционной жалобы РОПП Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности решения суда первой инстанции и необходимости его отмены по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее- Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.
Согласно ч.1 ст. 22 Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии муниципальных образований формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным п. 17 ст. 35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений.
Частью 4 названной статьи Закона определено, что в комиссию по предложению каждой политической партии может быть назначено не более одного члена комиссии с правом решающего голоса.
При этом ч.6 ст. 22 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" прямо установлена обязанность органа, назначающего в состав комиссии гражданина Российской Федерации, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, получить письменное согласие указанного гражданина Российской Федерации на вхождение в состав этой комиссии.
Согласно ч.6 ст. 24 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве 8, 9 или 12 членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
Частью 2 ст. 38 Устава МО МО "Юнтолово", принятого Решением МС МО МО "Юнтолово" 30 мая 2012 года N ... и зарегистрированного в Главном Управлении Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу 9 июля 2012 года, количественный состав Избирательной комиссии - 8 человек (Л.д. " ... " оборот).
В соответствии с ч.8 ст. 24 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" представительный орган муниципального образования обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным п. 17 ст. 35 настоящего Федерального закона.
Аналогичные условия и порядок формирования избирательной комиссии муниципального образования установлены ст. 11 и ст. 13 Закона Санкт-Петербурга от 14 ноября 2008 года N 681-118 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее-Закон Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга").
Согласно ч.2 ст. 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.
На основании п. 9 ст. 21 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в целях реализации ст.ст. 22, 24 - 27 указанного Закона Постановлением Центральной избирательной комиссии России N 192/1337-5 от 17 февраля 2010 года утверждены Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (далее-Методические рекомендации).
Пунктом 12.2. раздела 12 Методических рекомендаций определено, что при внесении предложений по кандидатурам в состав избирательных комиссий муниципальных образований политическими партиями, их региональными отделениями должны быть представлены соответствующие решения уполномоченных органов, оформленные в соответствии с приложением N 2 к настоящим Методическим рекомендациям, а также письменное согласие кандидата на его назначение в состав избирательной комиссии, оформленное в соответствии с приложением N 1 к настоящим Методическим рекомендациям, с приложением копий документов, указанных в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
В соответствии с Приложением N 2 для политических партий, их региональных отделений, иных структурных подразделений необходимо представить решение полномочного (руководящего или иного) органа политической партии либо регионального отделения, иного структурного подразделения политической партии о внесении предложения о кандидатурах в состав избирательных комиссий, оформленное в соответствии с требованиями устава политической партии.
Как следует из материалов дела, Решением МС МО МО "Юнтолово" 4-ого созыва N ... от 3 января 2013 года объявлено о начале приема предложений по кандидатурам в состав Избирательной комиссии МО МО "Юнтолово". Прием предложений осуществляется с 19 февраля 2013 года по 20 марта 2013 года (Л.д. " ... ").
11 марта 2013 года Ч. в письменной форме дано согласие РОПП Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге для назначения членом избирательной комиссии МО МО "Юнтолово" с правом решающего голоса (Л.д. " ... ").
Решением бюро совета РОПП Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге N ... от 11 марта 2013 года определено предложить МО МО "Юнтолово" для назначения членом избирательной комиссии МО МО "Юнтолово" с правом решающего голоса кандидатуру Ч. (Л.д. " ... ").
Подлинник Решения бюро Совета РОПП Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге содержит факсимильное воспроизведение подписи Председателя Совета РОПП Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге Дмитриевой О.Г., что как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции подтвердил представитель заявителя. Более того, в суде апелляционной инстанции представитель заявителя сообщил, что иного решения о предложении кандидатуры Ч. в состав избирательной комиссии муниципального образования, которое содержало бы личную подпись, собственноручно выполненную Председателя Совета РОПП Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге Дмитриевой О.Г., не издавалось и не имеется, а потому не могло быть представлено ни МО МО "Юнтолово", ни суду.
Согласно протокола заседания МС МО МО "Юнтолово" 4-ого созыва от 7 мая 2013 года основанием для отказа в назначении Ч. членом избирательной комиссии МО МО "Юнтолово" с правом решающего голоса послужило отсутствие подлинной подписи Председателя Совета РОПП Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге Дмитриевой О.Г. в Решении бюро совета РОПП Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге N ... от 11 марта 2013 года (Л.д. " ... "). И в связи с этим решением МС МО МО "Юнтолово" 4-ого созыва N ... от 7 мая 2013 года Ч. не назначен членом избирательной комиссии МО МО "Юнтолово" с правом решающего голоса (Л.д. " ... ").
В процессе разрешения спора судом первой инстанции, в обоснование возможности использования факсимильного воспроизведения подписи Председателя Совета РОПП Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге Дмитриевой О.Г. представителем РОПП Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге суду предоставлено Положение об использовании факсимиле, утвержденное решением Председателя Совета РОПП Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге Дмитриевой О.Г. N ... ПС от 25 января 2013 года (л.д. " ... "). Положением утверждено право уполномоченных должностных лиц РОПП Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге при заверении внутренних и исходящих документов регионального отделения использовать факсимильное изображение подписи должностного лица, уполномоченного подписывать соответствующий документ. Факсимильное изображение подписи допускается во всех случаях, предусмотренных и не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации. Наличие факсимильного изображения подписи должностного лица равноценно наличию собственноручной подписи. Документ с проставленным факсимильным изображением подписи имеет равную юридическую силу с документом, на котором имеется собственноручная подпись (Л.д. " ... ").
Между тем, законодательством Российской Федерации возможность использования факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно ч.2 ст. 160 ГК РФ использование факсимильного воспроизведения подписи допускается при совершении сделок.
Положениями ранее приведенных ст.ст. 22, 24 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.ст. 11, 13 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", ст. 25 Закона "О политических партиях", а также Методическими рекомендациями о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий не предусмотрена и не допускается сама возможность использования факсимильного воспроизведения подписи или иного аналога собственноручной подписи председателя (руководителя) высшего руководящего органа политической партии или регионального отделения политической партии в подлиннике документа (решении конференции или общего собрания регионального отделения политической партии), являющегося предложением политической партии по кандидатурам в состав избирательных комиссий муниципальных образований. Приведенные нормы права следует понимать буквально, как обязанность собственноручного проставления в подлиннике документа своей личной подписи уполномоченным лицом.
Действующим законодательством на политические партии возложены функции участников избирательного процесса, важнейшим элементом которого является выдвижение кандидатов в состав избирательной комиссии муниципального образования, что, в свою очередь, предполагает необходимость соблюдения строго определенных процедур при реализации политической партией своих правомочий. Поэтому установленные законом критерии к оформлению предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов в состав избирательных комиссий муниципального образования, не подлежат изменению или замене на другие требования, определяемые по усмотрению каждой политической партией или региональным отделением политической партии в отдельности.
С учетом изложенного Положение об использовании факсимиле, утвержденное решением Председателя Совета РОПП Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге Дмитриевой О.Г. N ... от 25 января 2013 года (л.д. " ... "), как противоречащее нормам Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", Закона "О политических партиях", подлежит исключению из числа допустимых доказательств по настоящему делу.
Поскольку непредставление РОПП Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге решения регионального отделения политической партии о предложении кандидатуры Ч. в члены избирательной комиссии МО МО "Юнтолово" с правом решающего голоса, имеющего собственноручно проставленную личную подпись Председателя Совета РОПП Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге Дмитриевой О.Г. свидетельствует о неисполнении требований ст.ст. 22, 24 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.ст. 11, 13 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", ст. 25 Закона "О политических партиях", то постановленное в связи с этим решение МС МО МО "Юнтолово" 4-ого созыва N ... от 7 мая 2013 года Ч. о не назначении членом избирательной комиссии МО МО "Юнтолово" с правом решающего голоса, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы главы МС МО МО Санкт-Петербурга "Юнтолово" Радзевич А.В. о непредоставлении РОПП Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге письменного согласия Ч. для назначения членом избирательной комиссии МО МО "Юнтолово" с правом решающего голоса противоречат исследованным доказательствам.
Так, имеющаяся в материалах гражданского дела светокопия письменного согласия Ч. содержит отметку от принятии документа 19 марта 2013 года МО МО "Юнтолово". Отсутствие этого документа при разрешении вопроса о составе избирательной комиссии муниципального образования не отражено в протоколе заседания МС МО МО "Юнтолово" 4-ого созыва от 7 мая 2013 года и не явилось основанием для принятия оспариваемого решения МО МО "Юнтолово". В связи с этим приведенный довод апелляционной является бездоказательным и не служит самостоятельным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Совокупность изложенных выше обстоятельств свидетельствует о неправильном определении судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, о неправильном толкование закона, подлежащего применению, что повлекло постановление незаконного и необоснованного решения. Поэтому решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 18 ноября 2013 года подлежит отмене, а заявление Председателя Совета регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге о признании недействительным решение Муниципального Совета Муниципального образования Муниципальный округ "Юнтолово" N ... от 7 мая 2013 года "О формировании Избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа "Юнтолово", в части отказа в назначении Ч. членом Избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа "Юнтолово" с правом решающего голоса, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" отменить.
В удовлетворении заявления Председателя Совета регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.