Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бакуменко Т.Н.
Чуфистова И.В.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-2451/2013 по апелляционной жалобе Миронова В.В., действующего в интересах Резцова В.А., на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 4 декабря 2013 года, постановленное по заявлению Резцова В.А. о признании незаконным решения администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга об отказе в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений на условиях социального найма.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Резцов В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения (уведомления) администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга (далее-администрация района) от 21 августа 2013 года об отказе в приеме на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением на условиях социального найма по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, как лицо, не являющееся малоимущим.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 4 декабря 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя просил отменить решение суда, как постановленное при неправильном применении норм материального права, указав, что решением администрации района нарушены положения ч.2 и ч.2.1. ст. 15 Закона "О статусе военнослужащего".
Заявитель Резцов В.А. и (или) его представитель в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. О времени судебного разбирательства извещены в соответствии с правилами, установленными ст.113 ГПК РФ. Согласно ч.2 ст. 257, ч.1 ст. 327 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Выслушав объяснения представителя администрации района, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом первой инстанции установлено, что с 22 июня 2000 года Резцов В.А. зарегистрирован в общежитии бывшего " ... " (далее- " ... ") по адресу: "адрес".
По ходатайству командования " ... ", распоряжением администрации района от 6 декабря 2004 года N ... семье заявителя из трех человек (заявитель, жена, сын) предоставлено для временного проживания сроком на 1 год с дальнейшей пролонгацией жилое помещение маневренного фонда в виде 2-х комнат площадью 25,63 кв.м. (9,83+15,8) в расселенном доме по адресу: "адрес".
Согласно справке " ... " от 5 февраля 2010 года Резцов В.А. с составом семьи из 4-х человек (жена Р.Л.., сын - Р.А., "дата" года рождения, дочь - З.Е.., "дата" года рождения) с сентября 2009 года состоят в списках очередников на получение жилых помещений в " ... ", - л.д. " ... ".
Приказом МО РФ N ... от 14 октября 2010 года по достижении предельного возраста Резцов В.А. уволен из Вооруженных сил РФ в запас, из списков личного состава " ... " исключен 31 марта 2011 года приказом начальника N ... от 29 марта 2011 года.
Решением ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ от 28 января 2013 года Резцову В.А. отказано в удовлетворении заявления о признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма по той причине, что на момент обращения 28 января 2013 года в ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ он не являлся военнослужащим.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 17 сентября 2013 года по делу N 2-868/2013, признаны неправомерными действия ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ по отказу в удовлетворении заявления Резцова В.А. о включении в Реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. На ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ возложена обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу включить Резцова В.А. в Реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, - л.д. " ... ".
11 августа 2013 года Резцов В.А. обратился в администрацию района с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением в составе семьи 1 человек.
В соответствии с протоколом заседания N ... от 20 августа 2013 года комиссией по жилищным вопросам администрации района по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ принято решение об отказе в принятии Резцова В.А. в составе семьи 1 человек на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением на условиях социального найма.
Уведомлением от 21 августа 2013 года решение администрации района Санкт-Петербурга доведено до заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявления Резцова В.А. о признании решения администрации района от 21 августа 2013 года незаконным, суд первой инстанции, ссылаясь на ст. 100 Закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также на вышеприведенное решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 17 сентября 2013 года, сделал вывод о том, что с 1 января 2005 года с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
Данный вывод суда является правильным.
Так, с 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 100 которого внесены изменения в Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Вышеприведенным законом абз. 1 пункта 14 статьи 15 Закона "О статусе военнослужащих" изложен в следующей редакции:
обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что на администрацию района Санкт-Петербурга не возложена обязанность по обеспечению Резцова В.А., уволенного с военной службы 31 марта 2011 года, жилым помещением на условиях социального найма, сделан при правильном применении вышеприведенных норм действующего законодательства.
Вместе с тем, право заявителя на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны РФ не исключает возможность принятия его администрацией района г. Санкт-Петербурга на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением на условиях социального найма, при наличии обстоятельств, установленных ст.ст. 49-52 ЖК РФ.
Так, ч.2 ст. 52 ЖК РФ предусмотрено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно ч.2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определены в ст. 51 ЖК РФ.
Как следует из справки отдела военного комиссариата г. Санкт-Петербурга по Петродворцовому району от 1 июля 2013 года, размер ежемесячной пенсии Резцова В.А. составляет с 1 января 2013 года " ... " рублей " ... " копеек.
Частью 1 ст.2 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" предусмотрено, что в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга малоимущими признаются граждане, чей ежемесячный доход не превышает двукратной официально установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения, а стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышает десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 ноября 2013 года N 952 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге за III квартал 2013 года" установлена величина прожиточного минимума в Санкт-Петербурге за III квартал 2013 года:
в расчете на душу населения - 6951 рублей 30 копеек;
для трудоспособного населения - 7736 рублей 70 копеек;
для пенсионеров - 5369 рублей 30 копеек.
Следовательно, на дату принятия администрацией района (21 августа 2013 года) решения об отказе в принятии Резцова В.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, последний не являлся малоимущим.
При изложенных основаниях, являются правильными выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого решения администрации района от 21 августа 2013 года в связи с отсутствием оснований, установленных ЖК РФ для признания Резцова В.А. нуждающимся в жилых помещениях на условиях социального найма.
Доводы апелляционной жалобы, по своему содержанию аналогичны заявлению, поданному в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга, явились предметом рассмотрения и надлежащей оценки суда первой инстанции, и не влекут отмену судебного акта, поскольку направлены на иную оценку фактических обстоятельств дела и собранных доказательств, а также на иное толкование подлежащих применению правовых норм.
Руководствуясь п.1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 4 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.