Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Бакуменко Т.Н., Чуфистова И.В.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 марта 2014 года апелляционную жалобу Попова Юрия Александровича на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 09 декабря 2013 года по гражданскому делу N 2-5275/13 по заявлению Попова Юрия Александровича об оспаривании решения Городского пункта учета граждан без определенного места жительства.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
Выслушав объяснения заявителя Попова Ю.А., представителей заинтересованного лица Санкт - Петербургского казенного учреждения "Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства" - Даниеляна Ш.О., Пешковой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 09 декабря 2013 года Попову Ю.А. отказано в удовлетворении заявления об оспаривании действий (бездействий) Санкт - Петербургского казенного учреждения "Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства".
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, считает его незаконным, просит принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, изучив дело по апелляционной жалобе, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда оставит без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Попов Ю.А. обратился в Невский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти. Просил признать действия Санкт - Петербургского казенного учреждения "Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства" по сбору доказательств пребывания заявителя на территории РФ в "дата" в "адрес", путем направления запроса в УФМС РФ по Мурманской области и ответа (ответов), полученных на него, незаконными, признать неправомерным бездействие заинтересованного лица при реализации полномочий по оказанию содействия заявителю в обмене паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина РФ, обязать произвести указанные действия. Просил признать незаконной и изменить формулировку причины отказа в постановке на учет в качестве лица без определенного места жительства, указанную в уведомлении N ...
В обоснование заявленных требований Попов Ю.А. ссылался на то, что является лицом без определенного места жительства, "дата" обратился в Санкт - Петербургское казенное учреждение "Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства" с заявлением о принятии на учет таких лиц. Однако, в принятии на учет в качестве лица без определенного места жительства ему было отказано в связи с отсутствием у него документа удостоверяющего личность. В то время как такой документ - паспорт гражданина СССР, у него имеется. Указывал, что в ответ на его обращение к руководителю Санкт - Петербургского казенного учреждения "Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства" о содействии в оформлении паспорта гражданина Российской Федерации, "дата" им получен ответ, что в связи с некорректностью ответа на запрос, полученного из Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Мурманской области, необходимо дополнительное время для документального оформления сведений о заявителе. В ответе также указывалось о получении копии судебного акта о признании заявителя безвестно отсутствующим лицом. Заинтересованным лицом не оформлен паспорт заявителя, допускаются неправомерные действия по истребовании информации о заявителе, на что он свое согласие не давал.
Отклоняя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Санкт - Петербургское казенное учреждение "Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства", рассматривая обращения заявителя действовало в пределах своей компетенции, действиями заинтересованного лица права и законные интересы Попова Ю.А. не нарушены, незаконного бездействия в отношении заявителя заинтересованным лицом также не допущено.
Судебная коллегия полагает данные выводы суда, основанными на правильном применении к спорным правоотношениям требований материального права, соответствующими локальным нормативным правовым актам, регулирующим деятельность заинтересованного лица, подтвержденными представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии с правилами статей 56, 67, 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела "дата" Попов Ю.А. обратился в Санкт-Петербургское казенное учреждение "Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства" с заявлением о постановке его на учет как лица без определенного места жительства. В этом же заявлении Попов Ю.А. дал согласие на обработку его персональных данных, которые необходимы для введения в автоматизированную электронную систему электронного социального регистра населения Санкт-Петербурга и получения социальных услуг. При обращении к заинтересованному лицу Повой Ю.А. предъявил паспорт гражданина СССР, без вкладыша, подтверждающего гражданство Российской Федерации.
Уведомлением об отказе в постановке на учет N ... Попову Ю.А. в этот же день было отказано в принятии на учет, со ссылкой на отсутствие документов, удостоверяющих личность.
Оспаривая содержание уведомления, заявитель указывал на то, что он имел документ, удостоверяющий личность, а именно - паспорт гражданина СССР.
Согласно пункту 1 Положения о паспортной системе в СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года N 677, паспорт гражданина СССР является основным документом. В паспорт вносятся сведения о личности гражданина, а также нововведения и производятся соответствующие отметки, установленные указанным Положением.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" предусматривается, что паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, действителен до замены его в установленные сроки на паспорта гражданина Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года N828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" предусматривалось осуществить до 1 июля 2004 года поэтапную замену паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации.
В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 08 июля 1997 года N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ" Министерству внутренних дел Российской Федерации предписывается осуществить до 1 июля 2004 года поэтапную замену паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Положения о паспортной системе в СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года N 677, действие паспорта не ограничивается сроком. По достижении гражданами 25-летнего и 45-летнего возраста органами внутренних дел вклеиваются в паспорта новые фотографические карточки, соответствующие этим возрастам. Паспорта, не имеющие таких фотографических карточек, являются недействительными.
Согласно статье 42 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Так, в силу статьи 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 828 от 08 июля 1997 года паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 7 "Положения о паспорте гражданина Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года N 828 по достижении гражданами 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 августа 2007 года N 1010 утверждено Положение об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства, которым установлены правила учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства.
Заинтересованным лицом в пределах своей компетенции, определенной Уставом, проводится в соответствии с указанным Положением осуществление действий по учету граждан Российской Федерации, ранее имевших последнюю регистрацию (прописку) по месту жительства в Санкт-Петербурге (Ленинграде).
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что постановка граждан на учет осуществляется на основании письменного заявления гражданина. Вместе с заявлением представляются документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, документ, подтверждающий факт последней регистрации (прописки) по месту жительства в Санкт-Петербурге (Ленинграде).Пункт 5 Положения предусматривает, что гражданину отказывается в постановке на учет в случае непредставления им документов, указанных в пункте 3 настоящего Положения, или представления документов, содержащих недостоверные сведения.
Отказ в постановке на учет может быть обжалован гражданином в комиссию по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства, созданную при Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга, или в судебном порядке.
На основании изложенного судебная коллегия, соглашается с выводами суда первой инстанции, что поскольку паспорт гражданина СССР, предъявленный Поповым Ю.А. заинтересованному лицу, не мог быть принят Санкт-Петербургским казенным учреждения "Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства" в качестве документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, подлежащего принятию на учет указанным учреждением, то неполное поименование в уведомлении от "дата" документа, которые не представлен заявителем в качестве документа удостоверяющего его личность, не является основанием для внесения изменений в уведомление об отказе в принятии на учет.
Указанное не свидетельствует о совершении заинтересованным лицом в отношении заявителя каких-либо действий, нарушающих его охраняемые законом права и интересы. Заявителю не было отказано в предоставлении мер содействия Санкт-Петербурга, как лицу без определенного места жительства, в том числе, в виде истребования необходимых документов для оформления Поповым Ю.А паспорта гражданина Российской Федерации.
В силу статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку изменение формулировки причины отказа Санкт-Петербургского казенного учреждения "Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства" в постановке на учет в качестве лица без определенного места жительства Попова Ю.А. путем уточнения, что не был предъявлен документ, удостоверяющий личность именно гражданина Российской Федерации, не влияет на правильность самого оспариваемого уведомления, судебная коллегия, полагает, что отказ заинтересованного лица не нарушает права и законные интересы заявителя, а следовательно отсутствуют основания для применения норм статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Также судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции дана правильная оценка доводам заявителя о совершении заинтересованным лицом неправомерного сбора в отношении него информации и утверждению, что оказание ему содействия в замене паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации возможно без направления запросов на которые, он не давал своего согласия.
Как следует из материалов дела Попов Ю.А. "дата" обратился к начальнику АСР ОУФМС РФ по Мурманской области с заявлением о направлении на его имя в Санкт-Петербургское казенное учреждение "Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства" архивных справок по Ф-9, Ф-А. "дата" Попов Ю.А. обратился к заинтересованному лицу с заявлением, содержащим просьбу об оказании ему содействия в оформлении паспорта гражданина Российской Федерации, с целью постановки на учет в качестве лица без определенного места жительства, указывая в своем заявлении, что у него имеется паспорт гражданина СССР, а также сообщая сведения о своем последнем месте регистрации в Санкт-Петербурге.
В целях оказания содействия Попову Ю.А. в оформлении паспорта гражданина Российской Федерации, заинтересованным лицом были направлены запросы в Управление Федеральной миграционной службы по Мурманской области, а также запрос в Петродворцовый район Санкт - Петербург, с целью получения подтверждения сведений о последнем месте регистрации заявителя на территории Санкт-Петербурга.
Приказ Федеральной Миграционной службы России от 30 ноября 2012 года N 391 "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" устанавливает перечень административных процедур, выполняемых при выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 60 вышеназванного регламента, основанием для начала административной процедуры является подача заявления о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П (приложение N 1 к Административному регламенту) и всех необходимых документов.
В соответствии с приложением к приказу Федеральной Миграционной службы России N 391 от 30 ноября 2012 года статьи 84 "Об утверждении Административного Регламента Федеральной Миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" сведения, представленные гражданами, обратившимися за получением (заменой) паспорта по месту жительства (в том числе с использованием Единого портала) или должностными лицами многофункциональных центров и учреждений социального обслуживания, подлежат проверке по адресно-справочным учетам подразделений АСР и информационных центров территориальных органов Министерство внутренних дел России.
Сведения, представленные гражданами, обратившимися за получением (заменой) паспорта, в том числе в связи с его утратой (похищением), не по месту жительства или должностными лицами многофункциональных центров и учреждений социального обслуживания, подлежат проверке по адресно-справочным учетам соответствующих подразделений АСР территориальных органов, информационных центров территориальных органов Министерство внутренних дел России (по месту жительства гражданина, при отсутствии места жительства по последнему адресу регистрации). Для проверки сведений направляется соответствующий запрос в произвольной форме в подразделение по месту жительства гражданина или в подразделение по последнему месту регистрации. Одновременно направляется запрос в Федеральное Казенное Учреждение Главный информационный аналитический центр Министерство внутренних дел России.
Таким образом, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, при замене документа удостоверяющего личность предусмотрено направление запросов о предоставлении сведений по последнему месту регистрации гражданина, поскольку эти документы необходимы органам миграционного учета при рассмотрении заявления гражданина о выдаче (замене) паспорта.
На основании изложенного, а также исходя из положений Устава Санкт - Петербургского казенного учреждения "Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства", заинтересованное лицо действовало в соответствии со своей компетенции и в соответствии с просьбой, изложенной в заявлении Попова Ю.А. от "дата". Доказательств, подтверждающих истребование заинтересованным лицом документов, не имеющих значение для документирования заявителя паспортом гражданина России, при рассмотрении дела не представлено.
Судебная коллегия, полагает, что полученные в ходе рассмотрения дела документы, подтверждающие проживание Попова Ю.А. на территории "адрес" в 1992 "дата", не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку данное обстоятельство не влияет на оценку правомерности оспариваемых действий (бездействий) заинтересованного лица в "дата".
Также основан на положениях Устава Санкт - Петербургского казенного учреждения "Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства" вывод суда о том, что заинтересованное лицо не является государственным органом, в компетенцию которого входит решение вопроса о выдаче (замене) паспорта гражданина России, соответственно, судом правомерно отказано в удовлетворении требований заявителя о возложении на заинтересованное лицо обязанности произвести действия по обмену (выдаче) паспорта заявителя.
Доводы апелляционной жалобы Попова Ю.А. по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, и не могут быть положены в основу отмены законного и обоснованного решения суда.
Решение суда является законным, обоснованным, постановлено в пределах заявленных требований, основания для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 09 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.