СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Ауловой Т.С., Ошманкевича Р.А.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании 10 апреля 2014 года дело по апелляционной жалобе Чисталевой Ж.А. и Чисталева Т.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" , по которому постановлено:
Иск Чисталевой Ж.А. , Чисталева Т.В. к администрации МО ГО Сыктывкар об обязании предоставить жилое помещение оставить без удовлетворения,
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения представителя истцов адвоката Кирилюк В.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чисталева Ж.А., Чисталев Т.В. обратились в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар", указав, что относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За ними закреплено жилье, которое не соответствовало как учетной норме, так и санитарно-техническим требованиям. В 1993 году Чисталева Ж.А. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а после регистрации брака с Чисталевым Т.В. они совместно состоят на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. С учетом уточнения истцы просят суд обязать администрацию МО ГО Сыктывкар предоставить каждому по жилому благоустроенному помещению площадью не менее 33 кв.м. на условиях специализированного найма.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Усть-Куломского района.
В судебном заседании истцы, их представитель, представитель ответчика, представитель третьего лица не присутствовали, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истцы просят об отмене решения суда, как незаконного, поскольку выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Чисталев Т.В., "Дата обезличена" г.р. и Чисталева (Шишлакова) Ж.А., "Дата обезличена" г.р., относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период их проживания в ГОУ " ... " за Чисталевым Т.В. было закреплено жилое помещение, "Адрес обезличен" , а за Чисталевой Ж.А. закреплено жилое помещение, расположенное "Адрес обезличен" .
Брак между истцами заключен "Дата обезличена" года.
"Дата обезличена" Чисталева (Шишлакова) Ж.А. на основании заявления поставлена на учет, лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на общих основаниях. В постановке в льготную очередь как лицо, оставшееся без попечения родителей, отказано.
В "Дата обезличена" Чисталева Ж.А. добровольно выехала из закрепленного за ней жилого помещения в общежитие "Адрес обезличен"
Отказывая в удовлетворении исковых требований Чисталевой Ж.А. и Чисталева Т.В. к администрации МО ГО "Сыктывкар" об обязании предоставить каждому по жилому благоустроенному помещению площадью не менее 33 кв.м. на условиях специализированного найма, суд первой инстанции исходил из того, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, находит его правильным, основанным на нормах жилищного законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Порядок предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории Республики Коми определяется Законом Республики Коми от "Дата обезличена" N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в "Адрес обезличен" государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 1 которого наделила указанными полномочиями органы местного самоуправления.
Вид договора и характеристики жилого помещения определяются ст.7 Закона Республики Коми от "Дата обезличена" N 104-РЗ, согласно которой жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По письменным запросам указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ст. 14 Закона Республики Коми от "Дата обезличена" N 104-РЗ граждане, включенные органами местного самоуправления в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, до вступления в силу настоящего Закона, которые не реализовали принадлежащее им право на обеспечение указанными жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона, обеспечиваются жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящим Законом.
Позиция истцов, основанная на том, что сохраненные за ними жилые помещения не соответствовали учетной норме и санитарно-техническим требованиям, как правильно указал суд, допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждена.
Судом установлено, что в период проживания Чисталевой Ж.А. в интернате, за ней, была сохранено право пользования жилым помещением, "Адрес обезличен" . Данное жилое помещение в соответствии с актом обследования, представляет собой панельный дом, с водопроводом, канализацией, паровым отоплением, газом и ванной. После окончания обучения, она возвратилась в закрепленную за ней квартиру, из которой добровольно выехала в "Дата обезличена" году в общежитие "Адрес обезличен"
Таким образом, Чисталева Ж.А., имея закрепленное за ней благоустроенное и непризнанное непригодным для проживания жилое помещение, право на которое не оспаривалось, на момент обращения в администрацию в "Дата обезличена" году не обладала правом на внеочередное получение жилья, как лицо, оставшееся без попечения родителей, в связи с чем она правомерно была поставлена в общую очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В период проживания Чисталева Т.В. в интернате, постановлением главы администрации "Адрес обезличен" принято решение, на основании заявления деда, ФИО11 , закрепить за ним жилое помещение "Адрес обезличен" . Судом первой инстанции не установлены обстоятельства, подтверждающие, что ФИО12 , дед истца Чисталева Т.В., имел право на жилое помещение "Адрес обезличен" . Также отсутствуют данные, указывающие на то, что Чисталев Т.В. мог фактически вернуться в данное жилое помещение.
Ссылка в жалобе на то, что истцами, как лицами, оставшимися без попечения родителей не было реализовано право на получение благоустроенного помещения в черте "Адрес обезличен" , не может быть принята во внимание.
В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР (в ред., действующей с момента принятия до 1998 г.) вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).
С 1998 года ст. 37 ЖК РСФСР действовала в следующей редакции: вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали
Пункт 3 ст. 60 ЖК РСФСР (в ред., действующей с момента принятия до 1998 г.) предусматривает, что жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок в случаях: помещения детей на воспитание в государственное детское учреждение, к родственникам или опекунам (попечителям) - в течение всего времени их пребывания в этом учреждении, у родственников или опекунов (попечителей), если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов (пункт 2 статьи 37).
До введения в действия Жилищного кодекса РСФСР действовали Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, которые не предусматривали право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение вне очереди жилых помещений
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до "Дата обезличена" ), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от "Дата обезличена" N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до "Дата обезличена" ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от "Дата обезличена" N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Как следует из материалов дела, Чисталев Т.В. не состоял и не состоит ни в администрации ... , ни в администрации "Адрес обезличен" в очереди на получение жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей.
Поскольку в настоящее время Чисталев Т.В. достиг возраста 23 лет, он уже не может рассматриваться в качестве лица, имеющего право на предусмотренные Федеральным законом от "Дата обезличена" N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как он утратил одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Допустимых доказательств того, что до достижения возраста 23 лет Чисталев Т.В. обращался в органы местного самоуправления по вопросу предоставления ему жилого помещения как сироте и ему было в этом отказано, суду не представлено.
При таких обстоятельствах правовых оснований для предоставления Чисталеву Т.В. во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма не имеется, поскольку, он не был поставлен на учет до достижения им возраста 23 лет.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно, представленным сторонами доказательствам дана верная правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, которые влекут отмену решения, судом не допущено. Решение является законным и обоснованным.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение ... городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" оставить без изменения, апелляционную жалобу Чисталевой Ж.А. , Чисталева Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.