СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Костенко Е.Л., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения" в интересах Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 января 2014 года, по которому
признан отказ Агентства Республики Коми по социальному развитию в присвоении Коюшевой О.В. звания "Ветеран труда" незаконным.
Обязано Агентство Республики Коми по социальному развитию присвоить Коюшевой О.В. звание "Ветеран труда".
Признано право Коюшевой О.В. на предоставление мер социальной поддержки, установленных для лиц, имеющих звание "Ветеран труда" с "Дата обезличена" года.
В иске к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара" о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда" и возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки, установленные для лиц, имеющих звание "Ветеран труда", начиная с "Дата обезличена" года - отказано.
Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., объяснения представителя Агентства Республики Коми по социальному развитию Штеер О.В., истца Коюшевой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коюшева О.В. обратилась в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию, ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" о признании незаконным отказ ответчиков в присвоении звания "Ветеран труда", обязании Агентство Республики Коми по социальному развитию присвоить звание "Ветеран труда", обязании ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" предоставить меры социальной поддержки с "Дата обезличена" года.
Представители ответчиков в судебном заседании иск не признали.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГБУ РК "Центр правового обеспечения" в интересах Агентства Республики Коми по социальному развитию ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.
В порядке требований ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции, однако, представитель ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" участия в судебном заседании не принял.
Поскольку неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара".
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 и 2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что приказом Федерального казначейства от "Дата обезличена" . "Номер обезличен" за реальный вклад в решение финансово-экономических задач, качественное выполнение планов и заданий, а также многолетний добросовестный труд Коюшева О.В. ... награждена ...
На обращение истца, приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от "Дата обезличена" . "Номер обезличен" ей отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в соответствии с подпунктом 2 пункта 11 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства РК от 19.12.2007 года N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми", поскольку представленные документы не подтверждают право гражданина на присвоение ему звания "Ветеран труда".
Статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что ветеранами труда, являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации закона Республики Коми от 12.11.2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 года N 302 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми вместе с перечнем ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
В соответствии с п.3 положения, звание "Ветеран труда" присваивается гражданам, которым установлена (назначена) трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности: - награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (подпункт 1).
Как предусмотрено п. 6 положения, для лиц, указанных в подпункте 1 п. 3 положения, основанием для присвоения звания "Ветеран труда" являются правоустанавливающие документы, подтверждающие награждение орденами, медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, или награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", согласно приложению N 2 к данному положению.
При присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.
В приложении N 2 к положению приведен перечень ведомственных знаков отличия в труде, под которыми понимаются медали, почетные звания, почетные грамоты, нагрудные знаки и значки отличия, учрежденные правовыми актами ведомств и являющиеся индивидуальной формой поощрения за высокие достижения в труде и большие заслуги в служебной и иной общественно полезной деятельности.
В Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", не указана ...
Между тем, постановлением Конституционного суда Республики Коми от 30.09.2011 года приложение N 2 к положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 года N 302 "Об утверждении положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми", в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", признано не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17.
Как отмечено в указанном постановлении, приложением N 2 предусмотрен исчерпывающий и далеко не полный перечень ведомственных знаков отличия в труде, что противоречит статье 7 Федерального закона "О Ветеранах" и статье 22.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", императивно устанавливающим основания для присвоения звания "Ветеран труда", и ведет к необоснованному ограничению прав граждан, удостоенных знаком отличия в труде, учрежденных правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, но не нашедших своего отражения в данном приложении. Кроме того, ведомства Российской Федерации не лишены возможности принимать правовые акты об учреждении новых знаков отличия в труде, которые в силу закона являются основанием для рассмотрения вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", и поэтому отсутствие в приложении нормы, предусматривающей право граждан на присвоение данного звания в случае их награждения вновь учрежденными ведомственными знаками отличия в труде, также не согласуется с установленными законодательством большей юридической силы и приведенными выше принципами присвоения указанного звания.
Отнесение наград к ведомственным знакам отличия осуществляется в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств.
В соответствии с Указом Президента от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе" Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, с учетом установленных фактических обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для отказа в присвоении звания "Ветеран труда" Коюшевой О.В., которая с "Дата обезличена" . является получателем трудовой пенсии, не имелось.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах и соответствуют требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные представителем Агентства Республики Коми по социальному развитию в письменном возражении, которые нашли свою проверку и оценку в решении суда. Каких-либо иных доказательств и доводов, опровергающих постановленное решение, не представлено.
Ссылка в жалобе на то, что Федеральное казначейство не является федеральным органом исполнительной власти, входит в структуру Министерства финансов Российской Федерации, в связи с чем основанием для присвоения звания "Ветеран труда" может служить только награждение почетной грамотой Министерства финансов Российской Федерации, является ошибочной и противоречит положению о Федеральном казначействе.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд пришел к правильному выводу о неприменении последствий пропуска срока обращения в суд, установленного ст.256 Гражданского процессуального кодекса РФ, поскольку Коюшева О.В. обратилась в суд с исковым заявлением о разрешении спора вытекающего из социальных правоотношений, а не в порядке оспаривания решения должностных лиц, в связи с чем положения ст.256 Гражданского процессуального кодекса РФ в данном случае применению не подлежат.
В соответствии с ч.1 ст.11 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" меры социальной поддержки предоставляются лицам, имеющим звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им в установленном порядке трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности.
Поскольку Коюшева О.В. является пенсионером по старости, обратилась за присвоением звания "Ветеран труда", в присвоении которого Агентством Республики Коми по социальному развитию было необоснованно отказано, то суд правомерно признал ее право на предоставление мер социальной поддержки с "Дата обезличена" года.
Однако ввиду того, что постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 N280 предусмотрен заявительный характер назначения мер социальной поддержки, при отсутствии в материалах дела соответствующего заявления Коюшевой О.В., суд пришел к правильному выводу об отказе в иске о фактическом предоставлении (обязании предоставить) мер социальной поддержки с "Дата обезличена" года.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное решение, отвечающее нормам материального права.
Оснований для отмены принятого решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения" в интересах Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.