СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 17 апреля 2014 года дело по апелляционной жалобе ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 февраля 2014 года, по которому:
возложена на ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по РК обязанность обеспечить Гнатив С.В. кресло-коляской с ручным приводом базовой комнатной в количестве 1 коляски.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя ответчика Корепанова С.Н., представителя истца Мордовского Р.И., прокурора Чершкуте Я.В., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Сыктывкара обратился в интересах несовершеннолетней Гнатив С.В. в суд с иском к ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - ГУ - РО ФСС РФ по РК) об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, указав в обоснование требований, что Гнатив С.В., "Дата обезличена" года рождения является ребенком-инвалидом, на момент проверки исполнения законодательства о социальной защите детей-инвалидов не была обеспечена креслом-коляской с ручным приводом базовой комнатой.
В судебном заседании прокурор, законный представитель несовершеннолетней Гнатив С.В. поддержали исковые требования.
Представитель ГУ - РО ФСС РФ по РК с иском не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - РО ФСС РФ по РК просит решение суда отменить как принятое на неверном толковании норм материального права, указывая, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность Фонда социального страхования по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не находит.
Установлено, что Гнатив С.В., 23 мая 2004 года рождения является воспитанницей ГБУ РК "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат".
На основании справки, выданной ФГУ "ГБ МСЭ по Республике Коми", несовершеннолетней Гнатив С.В. установлена инвалидность на срок до 23 мая 2022 года.
Согласно индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида Гнатив С.В. N 169 от 13 марта 2012 года предусмотрено получение технических средств реабилитации и услуг по реабилитации, в частности, кресла-коляски с ручным приводом базовой комнатной, в количестве 1 штука сроком на 6 лет.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности по обеспечению несовершеннолетней Гнатив С.В. техническим средством реабилитации в виде кресла-коляски с ручным приводом базовой комнатной в количестве 1 штука на ГУ-РО ФСС РФ по РК
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В силу статьи 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" указано, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана).
Отделение ФСС в 15-тидневный срок с даты поступления заявления рассматривает представленные документы и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке его на учет по обеспечению техническим средством реабилитации. Одновременно с уведомлением о постановке на учет инвалиду выдается направление на получение (изготовление) указанного в индивидуальной программе реабилитации средства (изделия) в организацию, отобранную уполномоченным органом в установленном порядке.
В соответствии со ст.11.1 Федерального закона N 181-ФЗ финансирование предусмотренных вышеуказанными Правилами расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых на эти цели Фонду социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, Фонд социального страхования является уполномоченным органом по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями.
Как следует из материалов дела, 29 января 2013 года законный представитель несовершеннолетней Гнатив С.В. обратился в ГУ - РО ФСС РФ по РК с заявлением на обеспечение ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации.
11 февраля 2013 года ответчиком выдано направление для получения кресла-коляски комнатной в количестве 1 штука.
С учетом вышеуказанных норм права и того, что выдача ТСР и контроль за обеспечением ими инвалидов действующим законодательством возложена на Фонд социального страхования и которым обязательство по обеспечению ребенка-инвалида ТСР на момент вынесения решения судом первой инстанции не было исполнено, судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении заявленных требований, поскольку бездействие Фонда по не обеспечению Гнатив С.В. нарушает права последней.
Доводы жалобы ГУ - РО ФСС РФ по РК о заключении Государственного контракта с ООО "Научно-производственное предприятие Инкар-М", соисполнителем по которому является ФГУП "Сыктывкарское протезно-ортопедическое предприятие" на поставку инвалидам кресел-колясок, не свидетельствуют о том, что обязанность по обеспечению детей-инвалидов техническими средствами реабилитации может быть возложена на указанных лиц, поскольку в силу прямого указания Закона данная обязанность лежит на Фонде социального страхования.
Ребенок, являясь инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации, которое предоставлено инвалиду законом, несоблюдение уполномоченным органом требований федерального законодательства по предоставлению таких средств и услуг нарушает права и свободы ребенка-инвалида.
Тот факт, что 3 марта 2014 года Гнатив С.В. обеспечена необходимым техническим средством реабилитации, т.е. решение суда фактически исполнено до вступления в законную силу, не свидетельствует о незаконности принятого судом решения.
Обстоятельства и доказательства, имеющие значение для дела, установлены и исследованы судом полно и правильно. Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отвечающим нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Оснований для отмены принятого решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.