СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в открытом в судебном заседании 17 апреля 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 февраля 2014 года, по которому:
возложена обязанность на администрацию муниципального образования городского округа "Сыктывкар" предоставить Коровиной М.С. благоустроенное жилое помещение в г. Сыктывкаре Республики Коми на условиях специализированного найма на состав семьи один человек общей площадью не менее 33 кв.м.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., представителя истицы Кирилюк В.Ю., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛ:
Коровина М.С. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" об обязании предоставить жилье в черте города Сыктывкара в виде отдельной квартиры площадью не менее 33 кв.м.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация МО МР "Удорский".
В судебном заседании истец не принимала участия, была извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Представитель истца требования поддержал.
Представитель администрации МО ГО Сыктывкар возражал против удовлетворения иска.
Представитель администрация МО МР "Удорский" в судебном заседании не участвовал.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
В суде апелляционной инстанции представители ответчика и третьего лица участия не принимали, извещены о времени и месте надлежащим образом. В соответствии со ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда.
Установлено, что Коровина М.С., "Дата обезличена" года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истицы - Коровина Г.А. умерла "Дата обезличена" , отец записан со слов матери.
С 2002 года по 2006 год Коровина М.С. находилась на полном государственном обеспечении и проживала в детском доме N 13 п. Чим Удорского района Республики Коми.
Постановлением Главы администрации МО "Удорский район" от 28.02.2003г. N ... Коровина М.С. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "сирота".
В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В Список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Законом Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 7 декабря 2012 года N 104-РЗ, вступившим в силу с 1 января 2013 года, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) Республики Коми.
Статьей 1 указанного Закона установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии со статьей 7 Закона жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
С учетом изложенной судом позиции Конституционного Суда Республики Коми, а также принципа правовой определенности, в целях обеспечения реализации социальных гарантий граждан, при определении размера площади предоставляемого жилья следует руководствоваться положениями Закона Республики Коми от 04 июля 2006 года N 54-РЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2011 года), в соответствии с которыми жилое помещение государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялось указанной категории граждан по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 кв.м., как одиноким гражданам.
Приведенный в жалобе довод о том, что истец вправе реализовать право на получение жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по рассматриваемым льготным основаниям исключительно на территории МО МР "Удорский", то есть по месту включения в Список нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не может служить препятствием к реализации Коровиной М.С. права на внеочередное обеспечение жильем, установленного федеральным законодательством.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, с 2006 года по 2010 год истица обучалась по очной форме в ГОУ СПО "Сыктывкарский педагогический колледж N 2". В настоящее время Коровина М.С. трудоустроена и проживает в городе Сыктывкаре, вынуждена снимать жилье, регистрация по адресу детского дома N 13 в п. Чим Удорского района носит формальный характер. Закрепленного за истцом жилья не имеется, сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество на имя Коровиной М.С. в ЕГРП отсутствуют.
Из постановления Конституционного Суда Республики Коми от 20 мая 2011 года по делу о проверке конституционности некоторых норм Закона Республики Коми N 139-РЗ следует, что с учетом социальной и жилищно-правовой направленности Закона под местом выявления и первичного учета можно понимать как место жительства гражданина в момент обретения им статуса лица, оставшегося без попечения родителей, так и место жительства в момент обозначения своих претензий на получение жилья, в связи с чем, учитывая неоднозначность правовой нормы, названный пункт признан не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 17 (части 1 и 2), 64 (часть 2) и 65 (часть 1), в той мере, в какой он допускает включение не имеющих закрепленного жилого помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма, по месту выявления и первичного учета указанных лиц на территории Республики Коми, а также позволяет игнорировать принцип реальной направленности оказания социальной помощи и не учитывать законные интересы граждан, обеспеченные федеральным законодательством.
Федеральным законодателем в качестве основополагающего принципа учета таких лиц для получения жилья закреплен принцип места жительства.
Понятие места жительства определено в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом место жительства гражданина может быть установлено на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, поскольку в силу статьи 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, что подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 04 апреля 1996 года.
При таких обстоятельствах и с учетом приведенных выше норм материального права, судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции о предоставлении истцу жилого помещения в пределах территории города Сыктывкара на условиях специализированного найма на состав семьи один человек общей площадью не менее 33 кв.м., законным и обоснованным.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оцененных судом в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.