СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Пунегова П.Ф. и Тебеньковой Л.Г.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 7 апреля 2014 года дело по апелляционной жалобе ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 февраля 2014 года, по которому
ОАО "МРСК Северо - Запада" обязано совершить действия по оснащению многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... , коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии с одновременным вводом его в эксплуатацию в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу;
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., заключение прокурора Коровенко А.В., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Ухты Республики Коми в интересах Лукиной В.Ю. обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ОАО "МРСК Северо-Запада") совершить действия по оснащению многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... , коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии с одновременным вводом его в эксплуатацию в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование требований, что бездействие компании нарушает права проживающих в доме граждан, в том числе и Лукиной В.Ю.
В судебном заседании прокурор требования поддержал.
Представитель ОАО "МРСК Северо-Запада" с требованиями не согласился.
Лукина В.Ю. и представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица ООО "Ухтажилфонд" в суд не явились, и дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОАО "МРСК Северо-Запада" не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Прокурор города Ухты представил письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение суда без изменения, отклонив доводы апелляционной жалобы.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения и отмены по доводам жалобы решения суда не усматривает
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Лукина В.Ю. проживает в муниципальной квартире по адресу: ...
Передачу и распределение электрической энергии в указанный дом осуществляет производственное отделение "Центральные электрические сети" филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго".
Многоквартирный дом ... по улице ... в городе ... не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии; объем потребления электрической энергии определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года. N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; при этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу части 9 статьи 13 указанного Федерального закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. После 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Таким образом, в нормах части 12 статьи 13 указанного Федерального закона установлен правовой механизм принудительного обеспечения мероприятий по оснащению приборами учета используемых коммунальных ресурсов потребителей, не исполнивших в установленный срок обязанностей по оснащению приборами учета таких ресурсов определенных объектов, который включает в себя: сроки исполнения организациями, которые осуществляют снабжение энергетическими ресурсами или их передачу, обязанностей по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых они осуществляют; обязанности лица, не установившего в обозначенный срок приборы учета используемых энергетических ресурсов, по обеспечению допуска к местам установки приборов учета и оплате расходов на их установку, а также порядок оплаты расходов в связи с необходимостью принудительного взыскания; установление двухмесячного срока начала эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета после установленных сроков; порядок эксплуатации и оплаты расходов на эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации таких приборов учета.
Согласно Уставу ОАО "МРСК Северо-Запада" к основным видам деятельности Общества относится, в числе прочего, оказание услуг по передаче электрической энергии. По Положению о производственном отделении "Центральные электрические сети" филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" основной задачей Отделения является обеспечение передачи и распределения электроэнергии.
Таким образом, ОАО "МРСК Северо-Запада" является организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе и гражданам, проживающим в многоквартирном доме ... по улице ... , и следовательно, относится к организациям, перечисленным в части 9 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Так как ни собственники жилого дома ... по улице ... в городе ... в срок до 1 июля 2012 года не выполнили обязанности по оснащению дома общедомовым прибором учета электроэнергии, ни ОАО "МРСК Северо-Запада" в срок до 1 января 2012 года не совершило действий по оснащению указанного дома общедомовым прибором учета электроэнергии, то суд правомерно обязал ОАО "МРСК Северо-Запада совершить такие действия в целях учета передаваемой и потребляемой электрической энергии с использованием прибора учета.
Довод жалобы ОАО "МРСК Северо-Запада" о том, что Общество не является надлежащим ответчиком, не соответствует положениям частей 9 и 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", из содержания которых следует, что обязанность совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов определенных объектов, которые в нарушение требований частей 3-6.1 этой статьи не были оснащены такими приборами в установленный срок, возложена на организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Довод жалобы о том, что ОАО "МРСК Северо-Запада" при оснащении многоквартирного дома прибором учета электрической энергии понесет затраты, не является основанием для отмены решения суда, так как не свидетельствует о нарушении судом норм материального права. В силу положений части 12 статьи 13 указанного Федерального закона собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частью 5 этой статьи закона, несут бремя оплаты расходов организаций на установку приборов учета; оплаты понесенных организациями расходов в связи с необходимостью принудительного взыскания сумм оплаты.
Довод апелляционной жалобы о том, что принудительная установка прибора учета в многоквартирном доме на основании принятого судом решения будет произведена в отсутствие согласия собственников жилых помещений в доме, которые должны будут нести расходы на установку прибора учета, также не может быть принят во внимание, так как обязанность по оснащению многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и после дня вступления в силу этого закона, прямо предусмотрена указанным Федеральным законом. Согласно части 2 статьи 13 данного закона расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Указание в апелляционной жалобе на то, что суд не учел ходатайство ОАО "МРСК Северо-Запада" о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков управляющей компании ООО "Ухтажилфонд" и ресурсоснабжающей организации ОАО " ... ", несостоятельно. Как усматривается из протокола судебного заседания от 16 января 2014 года, суд разрешил заявленное ходатайство в соответствии с требованиями статьи 166 Гражданского процессуального кодекса РФ и с учетом обстоятельств дела и заявленных требований посчитал необходимым привлечь к участию в деле ООО "Ухтажилфонд" в качестве третьего лица, о чем вынес определение (л.д.50,52).
Таким образом, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлекших принятие незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.