СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Пунегова П.Ф. и Тебеньковой Л.Г.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрев в судебном заседании 21 апреля 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 января 2014 года, по которому
на администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность предоставить Леминой Л.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте города ... , размером не менее ... кв.м общей площади, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, на состав семьи 1 человек;
в иске Леминой Л.В. о предоставлении благоустроенного жилого помещения в городе ... на состав семьи ... человека с несовершеннолетней дочерью Леминой Е. , ... года рождения, отказано;
Заслушав доклад судьи Тепляковой Н.Л., объяснения Леминой Л.В., представителя Агентства Республики Коми по социальному развитию Штеер О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лемина Л.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о предоставлении благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, отвечающего санитарным и техническим требованиям, на состав семьи ... человека в черте города ... , указав в обоснование требований, что относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период с ... по ... год пребывала в детском учреждении интернатного типа, с ... по ... год обучалась в училище и находилась на полном государственном обеспечении. В ... году ей представлено койко-место в общежитии, где она и проживает вместе с дочерью ФИО2 С ... года неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу, относящемуся к категории детей-сирот, однако до настоящего времени жилье ей не предоставлено.
В судебном заседании истица на иске настаивала.
Представитель ответчика администрации МО ГО "Сыктывкар" с иском не согласился, указав, что Лемина Л.В. обратилась с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения возраста ... лет, поэтому ею утрачено право на получение жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Управления опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию в городе Сыктывкаре мнения по иску не высказал.
Представитель Агентства Республики Коми по социальному развитию, привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, с исковыми требованиями не согласился.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
ГБУ Республики Коми "Центр правового обеспечения", действуя в интересах Агентства Республики Коми по социальному развитию на основании доверенности, представило письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых доводы апелляционной жалобы поддерживает.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Лемина Л.В., ... года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ...
Несовершеннолетняя Лемина (Ложкина) Л.В. в ... году была помещена в ... , впоследствии - в ... , в котором находилась до ... года; в период с ... года по ... года истица обучалась в ... , с ... года по ... года - в ... и находилась на полном государственном обеспечении.
В связи с отсутствием жилья Лемина Л.В. ... года обратилась в исполком Сыктывкарского городского Совета народных депутатов с заявлением о постановке на учет для получения жилой площади, указав, что воспитывалась в доме ребенка, детском доме, школе интернате (л.д. 52). Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий заявителя Ложкина (Лемина) Л.В. просила выделить ей место в любом благоустроенном общежитии как сироте, однако комиссией принято решение поставить Ложкину Л.В. на учет на общих основаниях с ... года с составом семьи ... человек (л.д. 53-54).
С этого времени Лемина Л.В. включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, представляемых по договорам социального найма, на общих основаниях, в котором и состоит по настоящее время (л.д.31,57,58,71)
Истице на основании ордера N ... от ... года администрацией города Сыктывкара предоставлено койко-место в общежитии по адресу: ... , в котором истица зарегистрирована и проживает по настоящее время вместе с дочерью ФИО2 , ... года рождения (л.д.10,12). Согласно записи в ордере койко-место в общежитии предоставлено Леминой Л.В. как сироте.
В ... года истица обратилась в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с письменным заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ответ на данное обращение администрация МО ГО "Сыктывкар" письмом от ... года разъяснила порядок предоставления жилья детям-сиротам и лицам из их числа, уведомила Лемину Л. .В. о том, что в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, она не состоит, в настоящее время достигла возраста ... лет, а действующим законодательством не предусмотрено включение в данный список лиц в возрасте ... года и старше (л.д.13).
Разрешая спорные правоотношения, суд правильно исходил из вывода о том, что истица имеет право на получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей и не имеющее жилья, однако данное право ею не реализовано.
Указанный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, в редакции, действовавшей на момент обращения Леминой Л.В. в ... года в исполком Сыктывкарского городского Совета народных депутатов за предоставлением жилого помещения, граждане подлежали внеочередному обеспечению жилым помещением по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не могла быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение. Такое право сохранялось за ними как в последующей редакции данной нормы Жилищного кодекса РСФСР, так и в пункте 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года.
Суд, приняв во внимание факт обращения Леминой Л.В. в ... году в возрасте ... год в орган местного самоуправления за предоставлением жилого помещения с указанием своего статуса сироты и наличие у нее права на тот момент на внеочередное предоставление жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пришел к правильному выводу о возникновении у ответчика обязанности поставить истицу в льготную, а не общую очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по категории "дети-сироты".
Неисполнение органом местного самоуправления обязанности предоставить жилое помещение ребенку-сироте, не может являться основанием для лишения в последующем такого лица, нуждающегося в предоставлении жилья, но достигшего возраста 23 лет, права на его получение.
С принятием Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (как в первоначальной, так и в последующих редакциях), федеральным законодателем установлено, что предусмотренные этим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (статья 5), включая гарантии по обеспечению жилыми помещениями (статья 8).
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" приведен перечень обстоятельств, при наличии которых проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным. К числу таких обстоятельств, в частности, относится проживание в жилых помещениях, непригодных для постоянного проживания или не отвечающих установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Законом Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 7 декабря 2012 года N104-РЗ, вступившим в силу с 1 января 2013 года, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, и по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) Республики Коми.
Статьей 1 указанного Закона Республики Коми от 7 декабря 2012 года N104-РЗ установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях устанавливается Правительством Республики Коми, однако до настоящего времени такой порядок не определен.
Суд, установив, что Лемина Л.В. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ... году до достижении 23-летнего возраста обратилась с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и с указанного времени имела право состоять в льготной очереди нуждающихся в жилых помещениях, однако в нарушение норм жилищного законодательства не была поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по указанной категории лиц, предоставление ей койко-места в общежитии не может расцениваться в качестве надлежащего обеспечения жилым помещением, так как такое жилье не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, другого жилья истица не имеет, связи с чем не может быть признана обеспеченной жилым помещением и, следовательно, имеет право на его получение как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, возложив обязанность по предоставлению истице благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи 1 человек на администрацию МО ГО "Сыктывкар".
Доводы апелляционной жалобы о том, что при подаче заявления в ... году истица не представила документов, подтверждающих ее льготный статус как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и данный факт подтвержден только в ... году, не влекут отмены решения суда, так как статус Леминой Л.В. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был указан ею сразу при подаче ... года заявления о постановке на учет? и сомнений у органов, уполномоченных на тот момент на решение вопросов о принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений, не вызывал, о чем свидетельствует указание в ордере о предоставлении Леминой Л.В. койко-места в общежитии как сироте. При необходимости статус Леминой Л.В. мог быть проверен ответчиком путем запроса соответствующих документов, чего сделано не было.
Указание в жалобе на то, что истица была уведомлена о включении в общую очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако эти действия администрации МО ГО "Сыктывкар" не обжаловала, не является основанием для отмены решения суда с учетом установленных по делу обстоятельств, из которых следует, что изначально право истицы как сироты на внеочередное предоставление жилья было нарушено органом местного самоуправления, и это нарушение продолжалось и в последующем при том, что статус Леминой Л.В. как сироты был этому органу известен, однако Лемину Л.В. продолжали учитывать в общей очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Факт длительного неисполнения ответчиком обязанности по представлению истице жилого помещения в льготном порядке не может являться основанием для лишения её в настоящее время права на получение жилья по льготной категории лиц при подтверждении нуждаемости в жилом помещении, отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Ссылка в жалобе на определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от ... года несостоятельна, так как данное судебное постановление не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего дела, принято с учетом иных фактических обстоятельств спора.
Размер площади жилого помещения, подлежащего предоставлению Леминой Л.В., определен судом первой инстанции правильно, в соответствии с законодательством Республики Коми и с учетом пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года N 1203, и в апелляционной жалобе не оспаривается.
Поскольку требование истицы о предоставлении благоустроенного жилого помещения в городе ... на состав семьи ... человека, с учетом ее несовершеннолетней дочери ФИО2 , ... года рождения, не основано на нормах материального права, суд правильно отказал в его удовлетворении.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарскогго городского суда Республики Коми от 31 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.