СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Слободянюк Т.А., Ошманкевич Р.А.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
с участием прокурора Коровенко А.В.,
рассмотрела в судебном заседании 21 апреля 2014 года дело по апелляционному представлению прокурора на решение ... городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" , которым постановлено:
Отказать прокурору города Сыктывкара в удовлетворении заявленных в защиту интересов Удуд Л.В. требований о признании незаконным действия администрации МО ГО "Сыктывкар" в части исключения Удуд Л.В. из списков граждан на получение земельного участка согласно Закону Республики Коми от "Дата обезличена" N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", о возложении на Администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанности включения Удуд Л.В. в список граждан на получение земельных участков в собственность согласно закону Республики Коми от "Дата обезличена" N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" с "Дата обезличена" года.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения прокурора Коровенко А.В., представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" Чешихиной Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Сыктывкара обратился в суд в защиту интересов Удуд Л.В. с исковым заявлением к АМО ГО "Сыктывкар" о признании незаконными действий в части исключения Удуд Л.В. из списков граждан на получение земельного участка бесплатно согласно Закону Республики Коми от "Дата обезличена" N59-РЗ о возложении обязанности по включению ФИО1 с указанный список с "Дата обезличена" года.
В судебном заседании представитель прокуратуры, Удуд Л.В. поддержали заявленные требования, Представитель АМО ГО "Сыктывкар" полагал заявленные требования подлежащими оставлению без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокурор просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в "Дата обезличена" Удуд Л.В. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении его семье (с учетом членов семьи: Удуд А.В. - супруги, Удуд К.Л. (сына) земельного участка в черте города в соответствии с Законом Республики Коми от "Дата обезличена" N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" по категории граждан "члены молодых семей, в которых возраст супругов или одного молодого родителя на дату подачи запроса не превышает 35 лет, проживающие в сельских населенных пунктах и поселках городского типа".
Постановлением Главы администрации МО ГО "Сыктывкар" "Номер обезличен" от "Дата обезличена" утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от "Дата обезличена" года, пунктом 12 которого Удуд Л.В. с "Дата обезличена" включен в списки на получение земельного участка согласно Закону Республики Коми от "Дата обезличена" N59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" и постановления Главы администрации от "Дата обезличена" "Номер обезличен" "О реализации закона РК" по категории "молодая семья" с составом семьи 3 человека.
Постановлением Главы администрации МО ГО "Сыктывкар" "Номер обезличен" от "Дата обезличена" утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам "Номер обезличен" от "Дата обезличена" года, пунктом 14 которого Удуд Л.В. исключен из списка на получение земельного участка в рамках Закона Республики Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен" РФ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Удуд Л.В., суд первой инстанции исходил из того, что Удуд Л.В. в момент обращения в администрацию МО ГО "Сыктывкар" о предоставлении земельного участка не был признан нуждающимся в улучшении жилищных в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий в администрацию МО ГО "Сыктывкар" Удуд Л.В. не обращался.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми находит выводы суда первой инстанции основанными на неправильном толковании и применении норм права.
Согласно Конституции РФ (часть 3 статьи 40) жилое помещение бесплатно или за достойную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов может быть представлено малоимущим, и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п.3 ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Пунктами 1, 2 статьи 10 Земельного кодекса РФ определено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 28 названного Кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В "Адрес обезличен" действует Закон Республики Коми от "Дата обезличена" N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" (далее Закон), который устанавливает перечень лиц, которые имеют право на получение земельных участков бесплатно.
В соответствии с ч.2 ст.5 Закона РК N 59-РЗ, действующим на момент обращения Удуд Л.В. в администрацию МО ГО "Сыктывкар" ( "Дата обезличена" года) земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно следующим категориям граждан - членам молодых семей, в том числе членам неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного и более детей, в которых возраст супругов или одного молодого родителя на дату подачи запроса в соответствии с частью 4 настоящей статьи не превышает 35 лет, проживающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа.
Частью 3 ст. 5 Закона РК N 59-РЗ установлено, что земельные участки предоставляются гражданам из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и не имеющим земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненно наследуемом владении либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.
Основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, предусмотрены ст.51 Жилищного кодекса РФ. Уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях исчисляется исходя из учётной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления (ст.50 Жилищного кодекса РФ).
Решением Совета МО " "Адрес обезличен" " от "Дата обезличена" "Номер обезличен" учетная норма жилого помещения на территории муниципального образования установлена в размере 10,5кв.м. общей площади жилого помещения в расчете на одного члена семьи. В соответствии со ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно учетному делу Удуд Л.В., на дату обращения в администрацию МО ГО "Сыктывкар" ( "Дата обезличена" года) зарегистрирован с "Дата обезличена" "Адрес обезличен" (площадь помещения - ... кв.м.), в данном жилом помещении, на дату обращения, зарегистрировано ... человека. До "Дата обезличена" Удуд Л.В. был зарегистрирован "Адрес обезличен" (площадь жилого помещения - ... кв.м., зарегистрированных лиц - ... человека). Фактически на протяжении шести лет, Удуд Л.В. проживает со своей супругой по "Адрес обезличен" .
Таким образом, на дату постановки на учет, на одного члена семьи Удуд Л.В., приходилось менее установленной учетной нормы жилой площади.
Вывод суда о том, что Удуд Л.В. не признавался нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку не обращался с заявлением в администрацию МО ГО "Сыктывкар" в установленном порядке, является необоснованным, поскольку вопрос о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий рассматривался непосредственно при решении вопроса о включении в списки на предоставление в собственность земельных участков.
В "Дата обезличена" Удуд Л.В. с семьей был исключен из списка на предоставление земельного участка в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанной правовой нормы ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
Таким образом, ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Учитывая то обстоятельство, что Удуд Л.В. был зарегистрирован "Адрес обезличен" а проживал фактически вместе со своей семьей "Адрес обезличен" судебная коллегия полагает, что добровольное снятие с регистрационного учета Удуд Л.В. и регистрация в жилом помещении по месту жительства вместе со своей семьей не может рассматриваться, как намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий, в связи с чем данное обстоятельство не является основанием для исключения Удуд Л.В. из списка на предоставление земельного участка.
Представленными в материалы дела документами подтверждено, что истец своими действиями в части снятия с регистрационного учета по одному месту жительства и постановки на регистрационный учет по другому месту жительства не совершал умышленных действий, которые привели к искусственному ухудшению его жилищных условий.
Таким образом, судебной коллегией не установлено обстоятельств, указывающих на совершение Удуд Л.В. намеренных действий, направленных на приобретение права состоять в списке на предоставление земельного участка по категории "молодая семья", нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Достоверных доказательств подтверждающих неправомерные действия должностных МО ГО "Сыктывкар" при решении вопроса о принятии Удуд Л.В. на учет в судебном заседании не установлено.
Доводы о том, что Удуд А.А. решением общественной комиссии по жилищным вопросам от "Дата обезличена" включена в список на получение земельного участка согласно Закону РК от "Дата обезличена" N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" по категории "граждане, имеющие трех и более детей - родители (одинокие родители), опекуны, попечители, приемные родители, имеющие трех и более детей, зарегистрированные по одному месту жительства с детьми", с датой постановки на учет "Дата обезличена" года, с составом семьи 5 человек, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку как следует из материалов дела Удуд Л.В. с составом семьи 3 человека в 2011 году был включен в список на получение земельного участка в рамках Закона РК от "Дата обезличена" N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" по категории "молодая семья".
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции надлежит отменить и вынести по делу новое решение.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение ... городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" отменить.
Вынести по делу новое решение, которым удовлетворить заявление прокурора города Сыктывкара в защиту интересов Удуд Л.В.
Признать незаконным действия администрации МО ГО "Сыктывкар" в части исключения Удуд Л.В. из списков граждан на получение земельного участка согласно Закону Республики Коми от "Дата обезличена" N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений".
Обязать администрацию МО ГО "Сыктывкар" включить Удуд Л.В. в список граждан на получение земельных участков в собственность согласно закону Республики Коми от "Дата обезличена" N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" с "Дата обезличена" года.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.