СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Архаровой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,
при секретаре Чебыкиной Е.М.,
рассмотрев в судебном заседании 21 апреля 2014 года дело по апелляционной жалобе Замура Л.Н. на решение Интинского городского суда Республики Коми от 20 февраля 2014 года, которым
Замура Л.Н. отказано в иске к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми о признании отказа ГУ-УПФР в назначении доплаты к пенсии незаконным, обязании ответчика установить право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" от 10.05.2010 N 84-ФЗ.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., объяснения Замура Л.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Замура Л.Н. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Инте о признании незаконным отказа ответчика в назначении доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом N 84-ФЗ от 10.05.2010 "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", признании права на ежемесячную доплату к пенсии. В обоснование иска указал, что имеет необходимый специальный стаж работы с учетом службы в рядах Советской армии, зачет которой произведен вступившим в законную силу решением Интинского городского суда от 04.06.2013 года.
Ответчиком иск не признан.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В суде апелляционной инстанции Замура Л.Н. указала на необходимость включения в специальный стаж для назначения доплаты периодов работы начальником смены шахты.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, его представитель в судебное заседание не явился.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения не находит.
Установлено, что с "Дата обезличена" Замура Л.Н. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 и ст. 28.1 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ.
Решением Интинского городского суда от 04.06.2013 на ГУ-УПФР в г. Инте РК возложена обязанность включить Замура Л.Н. в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных пп.1 п.1 ст.27 Федерального N 173-ФЗ от 17.12.2001 период службы в Советской Армии с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" и с учетом данного стажа произвести с "Дата обезличена" перерасчет размера трудовой пенсии по старости, а с "Дата обезличена" валоризации пенсионного капитала. В удовлетворении требований о включении в стаж на соответствующих видах работ периода обучения в ... и обязании произвести перерасчет трудовой пенсии, взыскании недополученной пенсии и индексации за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" истцу отказано.
"Дата обезличена" Замура Л.Н. обратился за назначением доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
"Дата обезличена" решением ГУ-УПФР в г. Инте РК истцу отказано в назначении ежемесячной доплаты в связи с отсутствием требуемого стажа работы. По расчету ответчика, стаж истца, дающий право на ежемесячную доплату, составил ...
Истец полагает, что имеет право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом N 84-ФЗ от 10.05.2010, поскольку его общий подземный стаж с учетом службы в рядах Советской Армии составил ...
Проанализировав, нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Расчет стажа, необходимого для получения оспариваемой доплаты, следующий:
стаж работы по ведущим профессиям составил ... ;
стаж работы по Списку N 1 - ... ;
стаж работы, засчитываемый по фактической его продолжительности, с учетом периода службы в армии - ... ( ... ).
Поскольку при суммировании специальный стаж не превышает 25 лет, но не менее 10 лет, его расчет производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Так, согласно п. 15 Правил при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:
каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;
каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, - за 9 месяцев.
Поскольку стаж по Списку N 1, учтенный ответчиком, не превышает года, он не подлежит суммированию как 1 год за 9 месяцев работы.
Календарно суммирование работы по ведущим профессиям и Списку N 481 составило ... ; с учетом исчисления периода работы по ведущим профессиям как 1 год за 1 год 3 месяца общий стаж составит ... Таким образом, даже при таком подсчете стаж для назначения доплаты не достигает 25 лет требуемых.
Ошибка в расчете стажа судом первой инстанции не повлекла вынесения неправильного решения, поскольку право на доплату у истца не определяется.
Доводы Замура Л.Н. о необходимости включения в стаж для назначения доплаты периодов работы начальником смены не могут быть приняты во внимание. Материалами дела, имеющимися в распоряжении у судебной коллегии, возможность включения данных периодов исключается, поскольку не подтверждается занятость истца на подземных работах не менее 80% рабочего времени.
Между тем в силу положений пункта 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 516, в стаж на соответствующих видах работ засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, под которым понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Согласно ст.1 Федерального закона РФ N 84-ФЗ от 10.05.2010 лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.
С учетом изложенного, в специальный стаж, наличием которого обуславливается возможность назначения мер дополнительной социальной поддержки в соответствии со ст. 1 Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ, могут быть учтены спорные периоды работы истца при условии подтверждения полной занятости (не менее 80% рабочего времени) на подземных работах.
Представленные истцом санитарно-гигиеническая характеристика условий труда, производственная характеристика опровергают доводы истца о занятости в подземных условиях не менее 80% рабочего времени. В частности, ими предусмотрено, что начальник смены должен посещать рабочие места в шахте в зависимости от необходимости, но не менее 18 раз в месяц по продолжительности не менее 5 часов в смену.
Напротив, пенсионный орган, установив при проверке первичных документов, занятость истца в качестве начальника смены на подземных работах более 50% рабочего времени, учел данные периоды по п. "г" подраздела 1 раздела 1 "Горные работы" Списка N 1 от 26.01.1991 года (позиция 1010100г-24043). При отсутствии документов, подтверждающих занятость истца на данной должности в подземных условиях, ответчик данные периоды отнес к работам по п. "б" подраздела 1 раздела 1 "Горные работы", предусмотренным Списком N 2 от 26.01.1991 (позиция 2010100б-24043). Указанные действия ответчика не противоречат закону.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Интинского городского суда от 20 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Замура Л.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.