СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Костенко Е.Л., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 апреля 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Сыктывкаре Республики Коми Макеевой Е.Г. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 февраля 2014 года, по которому
иск удовлетворен.
Обязано ГУ УПФР в г.Сыктывкаре включить период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" года в стаж работы Лодыгина А.Г. с вредными условиями труда.
Обязано ГУ УПФР в г.Сыктывкаре произвести перерасчет пенсии в связи с вредными условиями труда Лодыгину А.Г. с "Дата обезличена" с учетом стажевого коэффициента ... , стажа для валоризации ... , коэффициента для валоризации ... %.
Взыскано с ГУ УПФР в г.Сыктывкаре в пользу Лодыгина А.Г. ... , в том числе, ... недополученная пенсия, ... индексация.
Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Сыктывкаре Республики Коми Макеевой Е.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лодыгин А.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми об обязании включить период прохождения службы в Армии с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в подземный стаж работы для конвертации и валоризации пенсионных прав, произвести перерасчет пенсии с даты назначения с установлением стажевого коэффициента по специальному стажу ... без применения отношения неполного стажа к требуемому, процента валоризации ... , о взыскании доплаты пенсии с учетом индексации на индексы роста потребительских цен.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Сыктывкаре Республики Коми просит об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
В порядке требований ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции, однако, истец участия в судебном заседании не принял.
Поскольку неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Лодыгина А.Г.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 и 2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Лодыгин А.Г., "Дата обезличена" года рождения, с "Дата обезличена" . является получателем трудовой пенсии в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 и ст.28.1 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ".
На дату назначения пенсии стаж истца для определения пенсионного капитала составляет: общий трудовой - ... (для права на пенсию ... ), по Списку N1 - ...
Расчетный размер трудовой пенсии исчислен ответчиком с применением стажевого коэффициента ... и отношением неполного стажа к требуемому по специальному стажу ...
Согласно записям в военном билете и в трудовой книжке истец проходил военную службу по призыву с "Дата обезличена" . по "Дата обезличена" . ( ... ). Как до, так и после службы в Вооруженных Силах СССР Лодыгин А.Г. работал на работах, отнесенных к Списку N1.
Период службы истца по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с "Дата обезличена" . по "Дата обезличена" . отнесен ответчиком к общему трудовому стажу, исчисленному в двойном размере.
Разрешая спор и возлагая на ответчика обязанность зачесть истцу период службы в Вооруженных Силах СССР в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 1 в календарном порядке, суд исходил из наличия такого права, установленного законом.
Судебная коллегия считает вывод суда правильным.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N213-ФЗ) предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 3 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено исчисление периодов военной службы по призыву в двойном размере. Согласно данной норме под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года. Вместе с тем при исчислении расчетного размера пенсии по указанному пункту установлено его ограничение, равное 555 рублям 96 копейкам - при наличии общего трудового стажа, равного 25 годам для мужчин и 20 годам для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а также равное 648 рублям 62 копейкам - для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно Постановлению сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 28.1 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.
При таких обстоятельствах период службы в составе Вооруженных Сил СССР подлежит включению в стаж на подземных видах работ по Списку N1 в календарном исчислении.
Приведенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы об отсутствии оснований для включения службы армии в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии не могут быть приняты во внимание.
Пунктом 109, действовавшего в период прохождения истцом службы, Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР подлежала зачету в стаж работы и приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Как было указано выше, работа истца до и после периода службы в Армии отнесена Списком N 1 к подземным работам.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет (в РКС 45 лет), если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
При определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" подлежит применению стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.
Пунктом 1 ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" установлено, что в случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
Поскольку при включении периода прохождения истцом службы в армии в специальный стаж работы, его продолжительность составит более ... лет, что соответствует требуемому стажу для назначения пенсии и стажевому коэффициенту ... без применения отношения неполного стажа к требуемому.
В соответствии с п.2 ст.30.2 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" размер страховой части трудовой пенсии по старости, размер трудовой пенсии по инвалидности и размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона) с 1 января 2010 года гражданам, являвшимся получателями указанных трудовых пенсий до 1 января 2010 года, определяется по соответствующей формуле.
В силу п.1 ст.30.1 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).
Сумма валоризации составляет ... процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит (пункт 2 статьи 30.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ").
Пунктом 4 статьи 30.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" предусмотрено, что сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Из материалов дела следует, что валоризация пенсионных прав Лодыгина А.Г. произведена ответчиком с применением специального стажа работы, который до 01.01.1991г. составил ... , процент валоризации ... С учетом включения периода службы в армии в специальный стаж работы по Списку N1, специальный стаж работы Лодыгина А.Г. до 01.01.1991г. составит - ... что соответствует проценту валоризации ...
Установив данные обстоятельства, суд принял законное решение об обязании ответчика произвести перерасчет размера пенсии при конвертации пенсионных прав Лодыгина А.Г. исходя из стажевого коэффициента ... , при валоризации ... процентов величины расчетного пенсионного капитала.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что при включении службы в армии в специальный стаж, служба в армии, включенная в общий стаж в двойном размере, подлежит перерасчету в календарном порядке, в связи с чем страховой стаж работы истца составит менее ... лет и он в силу п.9 ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" не будет иметь право на конвертацию пенсионных прав с применением стажа на соответствующих видах работ, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с п.9 ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Из материалов дела следует, что ответчик, производя конвертацию пенсионных прав истца в расчетный пенсионный капитал, необоснованно не включил в специальный стаж работы период службы в армии, при включении которого специальный стаж работы составит более ... лет, то есть выработан полностью в целях осуществления права на пенсионное обеспечение. При таких обстоятельствах Лодыгин А.Г. имел право на конвертацию пенсионных прав в порядке п.9 ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" с применением стажа на соответствующих видах работ.
Доводы апелляционной жалобы ответчика заслуживали бы внимание, если бы при назначении пенсии Лодыгину А.Г. конвертация пенсионных прав была произведена, по его желанию, с применением общего трудового стажа, тогда при недостаточности специального стажа работы, он не имел бы права на перерасчет пенсии путем конвертации с применением стажа на соответствующих видах работ. Однако из материалов дела следует, что Лодыгин А.Г. в заявлении о назначении пенсии просил пенсионный орган назначить пенсию по наиболее выгодному варианту. Пенсионный орган, в свою очередь, назначил пенсию с конвертацией пенсионных прав по специальному стажу работы, необоснованно не включив в специальный стаж период службы в армии. Отсюда следует, что истец правом выбора не воспользовался, а согласился с конвертацией по специальному стажу работы, при этом, ссылаясь на не включение в данный стаж службы в армии.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Сыктывкаре Республики Коми Макеевой Е.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.