СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Сусловой Н.А.,
судей Жуковской С.В. и Нагорновой О.Н.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 03 марта 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Утюшевой Р.М. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 26 декабря 2013 года, по которому
в удовлетворении исковых требований Утюшевой Р.М. к АМО ГО "Воркута", Минархстрою РК о признании права на получение жилья за пределами районов Крайнего Севера согласно общей очереди по МО ГО "Воркута" за N "Номер обезличен" , взыскании компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов отказано.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н.,
судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Утюшева Р.М. обратилась в суд с иском АМО ГО "Воркута", Минархстрою РК о признании права на получение жилья за пределами РКС на льготных условиях исходя из даты постановки на учет - "Дата обезличена" и очередности, установленной на указанную дату, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что она имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны; "Дата обезличена" года была принята в АМО ГО г.Воркуты на учет на получение жилья за пределами г.Воркуты на общих и льготных основаниях под номерам "Номер обезличен" и "Номер обезличен" соответственно; в "Дата обезличена" году исключена из льготной очереди. Из сообщения Минархстроя Республики Коми в "Дата обезличена" года ей стало известно о том, что она состоит в списках на переселение из РКС по категории "пенсионеры" под номером "Номер обезличен" . Изменение очередности в обратном порядке за истекший с "Дата обезличена" года период полагала незаконным.
До окончания судебного разбирательства от исковых требований в части признания права на получение социальной выплаты в льготном порядке Утюшева Р.М. отказалась, настаивая на признании за ней права на получение жилья за пределами РКС согласно общей очереди по МО ГО "Воркута" по состоянию на "Дата обезличена" - N "Номер обезличен" , взыскании компенсации морального вреда.
Определением суда от "Дата обезличена" года суд прекратил производство по делу по исковым требованиям Утюшевой Р.М. о признании права на получение социальной выплаты в льготном порядке и постановил приведенное решение.
В апелляционной жалобе Утюшева Р.М. просит об отмене решения, полагая его вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие состязательности сторон при разбирательстве дела ввиду неявки в суд представителей ответчиков, а также на несогласие с выводами суда о правомерности включения в списки с более ранней, чем у нее, датой постановки на учет лиц, состоящих на учете в других муниципальных образованиях, расположенных южнее города Воркуты.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Истцом представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, Минархстроем РК представлены возражения на жалобу.
Препятствий для рассмотрения дела не установлено.
Проверив законность решения суда в порядке ст.327.1 ГПК РФ по доводам апелляционных жалоб, обсудив их, судебная коллегия оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены либо изменения постановленного судебного акта не усматривает.
В силу ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Как установил суд, и подтверждается материалами дела, Утюшева Р.М., "Дата обезличена" г.р., является получателем пенсии по старости по ст. 28 п. 1.6 Закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с "Дата обезличена" года.
"Дата обезличена" года администрацией г.Воркуты Утюшева Р.М. была принята на учет для переселения г.Воркута. На момент постановки на учет очередность Утюшевой Р.М. по месту жительства в общей очереди была определена под номером "Номер обезличен" .
На основании заявления, поданного Утюшевой Р.М. в АМО ГО "Воркута", с "Дата обезличена" года истец была включена в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по категории "пенсионеры".
По состоянию на "Дата обезличена" года ее номер в общереспубликанских списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из РКС, сформированным Минархстроем Республики Коми на основании представленных списков органов местного самоуправления по территории Республики Коми составил "Номер обезличен" .
На "Дата обезличена" года Утюшева Р.М. состоит в данных списках под номером "Номер обезличен" .
Рассматривая исковые требования Утюшевой Р.М., суд руководствовался положениями законодательства, регулирующего правоотношения по вопросу переселения граждан из РКС за счет федерального бюджета, действовавшего с момента первичной постановки истца на соответствующий учет: Федеральным законом от 17.08.1996 года N 116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году", Федеральным законом от 25.07.1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Федеральным законом от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и с учетом того, что общереспубликанская очередь на получение жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья за пределами РКС формировалась не только из граждан, состоящих на учете в АМО ГО "Воркута", но и в других муниципальных образованиях на территории Республики Коми, а доводы истца и ее представителя о том, что на дату передачи списков в Минархстрой Республики Коми Утюшева Р.М. должна была состоять в списках под номером "Номер обезличен" , не были подтверждены никакими доказательствами, пришел к выводу о необоснованности требований Утюшевой Р.М. и отказал в их удовлетворении.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на законе и обстоятельствах дела.
Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992 г., установлены Федеральным законом от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Статьями 3, 8 и 10 приведенного закона определено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ по месту жительства таких граждан. Государственные полномочия субъектов РФ по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов РФ может быть передано органам местного самоуправления. Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из РКС и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. N 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В указанном Положении закреплено, что регистрация и учет граждан, имеющих названные права, производится органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 2), органы исполнительной власти субъектов РФ осуществление данных полномочий могут передавать в соответствии с законодательством РФ органам местного самоуправления (п. 3). Решение о постановке на учет граждан или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта РФ либо органами местного самоуправления, то есть в соответствии с действующим на территории субъекта РФ порядком (п. п. 8, 12). Одновременно с постановкой на учет формируются списки по категориям граждан: инвалиды, пенсионеры, работающие и т.д. (п. 17). Органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в п. 17 Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов РФ (п. 19). Органы исполнительной власти субъектов РФ ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в п. 17 Положения, и ежегодно, до 1 марта, представляют в Министерство регионального развития РФ сведения о количестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат в соответствии с вышеупомянутыми федеральными законами (п. п. 24, 27).
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 утверждены правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, которыми предусмотрено, что для участия в этой подпрограмме граждане подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление об участии в подпрограмме (п. 19). В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта РФ (п. 24). Орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список) на планируемый год по установленной форме (на бумажном носителе и в электронном виде).
Таким образом, на федеральном уровне права и обязанности в указанной сфере определены следующим образом:
органы местного самоуправления, наделенные в установленном законом порядке отдельными государственными полномочиями субъектов РФ, осуществляют постановку на учет и учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, формируют и утверждают списки таких граждан, формируют списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году;
органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают единый список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, формируют сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год, а также сводный список граждан-получателей сертификатов в планируемом году.
Законом Республики Коми от 06.10.2005 N 103-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан РФ, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья" установлено, что прием и проверка документов от граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, постановка на учет граждан, имеющих право на получение данного вида государственной поддержки, ведение списков граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат), и обеспечение свободного доступа к ним граждан осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
На основании списков, сформированных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, исполняя возложенные на него Постановлением Правительства Республики Коми от 21.07.2006 года N 184 в пределах компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанности по организации работы по реализации постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы", Минархстрой Республики Коми в соответствии с п.26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
Как следует из представленного суду сформированного по состоянию на "Дата обезличена" сводного списка граждан, состоящих на учете на переселение из РКС с использованием федеральных субсидий, на основании списков, представленных органами местного самоуправления Республики Коми, Утюшева Р.М. состоит в нем под номером "Номер обезличен" . Ее порядковый номер по состоянию на "Дата обезличена" года составлял "Номер обезличен" , а не "Номер обезличен" , как это утверждала Утюшева Р.М., руководствуясь лишь списками, составленными АМО ГО "Воркута".
Поскольку установление очередности истца в сводном списке, исходя из ее порядкового номера по данным учета лишь одного муниципального образования, противоречит требованиям законодательства, соответствующие требования Утюшевой Р.М. законно и обоснованно были отклонены судом.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для изменения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность, а также правовых оснований к отмене обжалуемого решения. По своей сути указанные доводы сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную стороной истца позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Ссылка на нарушение судом принципа состязательности сторон в связи с отсутствием представителей ответчиков непосредственно в судебном заседании основана на ошибочном толковании апеллянтом норм процессуального права (ст.35 ГПК РФ).
Непосредственное участие сторон в судебном заседании отнесено законом к правам, а не обязанностям сторон. Отказ одной стороны от реализации своего процессуального права не может быть расценен как нарушение прав другой.
При таком положении судебная коллегия соглашается с постановленным решением суда и не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для его отмены или изменения.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 26 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Утюшевой Р.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.