Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Винниковой Н.В.
судей Савельевой Л.А., Чертовиковой Н.Я.
при секретаре Куликовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области на решение Копейского городского суда Челябинской области от 28 января 2014 года.
Заслушав доклад судьи Винниковой Н.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя Управления Росреестра по Челябинской области Бадретдиновой А.А., поддержавшей доводы жалобы, представителя Рожнова Д.В., Фырнина В.А.- Закирова А.Ф., не возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фырнин В.В, Рожнов Д.В. обратились в суд с иском, с учетом уточнения требований, к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области(далее-ФГБУ "ФКП Росреестра"), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области(далее- Управление Росреестра), администрации Копейского городского округа Челябинской области, Управлению имуществом администрации Копейского городского округа об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: Челябинская область, г.Копейск, пр. ****, ****, общей площадью **** кв. м., исходя из его рыночной стоимости, которая составляет **** рублей 00 копеек.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы являются арендаторами вышеуказанного земельного участка на основании договора аренды от 12 сентября 2011 года N 96-11, земельный участок предоставлен для эксплуатации полуподземного торгового развлекательного комплекса и кафе. Кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением о внесении изменений кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости в соответствии с документами, поступившими в порядке информационного взаимодействия от 17 августа 2011 года N Ф7400М2-918, составляет **** рублей 28 копеек, что превышает рыночную стоимость
данного земельного участка в 5 раз. Согласно отчету от 17 августа 2013 года рыночная стоимость земельного участка составляет **** рублей 00 копеек.
Представитель истцов Фырнина В.А., Рожнова Д.В.- Закиров А.Ф., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Истцы - Фырнин В.А., Рожнов Д.В., представители ответчиков -Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра", Управления Росреестра по Челябинской области, администрации Копейского городского округа, Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа, третьих лиц - Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области, Правительства Челябинской области участия в судебном заседании при надлежащем извещении не принимали.
Суд принял решение, которым установил кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, г.Копейск, пр. ****, ****, с кадастровым номером ****, общей площадью **** кв.м. исходя из его рыночной стоимости, которая составляет **** рублей.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Челябинской области просит решение суда в части удовлетворения заявленных требований к Управлению Росреестра отменить. Ссылается на положения приказа Росреестра от 11 марта 2010 года N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам РФ полномочиями органа кадастрового учета, по которому Управлением 01 декабря 2010 года переданы полномочия кадастрового учета по ведению государственного кадастра недвижимости, кадастровый учет объектов недвижимости, предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости. С 01 марта 2012 года ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и качественных характеристик. Указывает, что требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка могут быть заявлены к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области как к органу кадастрового учета, который является надлежащим ответчиком по делу. Требований об оспаривании решений, действий Управления Росреестра , об уклонении от совершения действий истцами не заявлялось. В связи с чем Управление Росреестра прав и законных интересов истцов не нарушало и не оспаривало, привлечение Управления к участию в деле в качестве ответчика является необоснованным. Удовлетворение требований к Управлению может повлечь
2
неблагоприятные последствия в виде распределения судебных расходов, понесенных истцами при рассмотрении дела.
Истцы Фырнин В.А., Рожнов Д.В., представители ответчиков -Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра", администрации Копейского городского округа, Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа, третьих лиц - Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области, Правительства Челябинской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили. В связи с изложенным судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации(далее-ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Росреестра по Челябинской области Бадретдиновой А.А., представителя истцов Рожнова Д.В., Фырнина В.А. - Закирова А.Ф., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Фырнин В.А. и Рожнов Д.В. являются арендаторами находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: Челябинская область, г.Копейск, пр. ****, д. ****, общей площадью **** кв. м., предоставленного для эксплуатации полуподземного торгового развлекательного комплекса и кафе (л.д. 8-9).
По данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость арендуемого истцами земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 05 августа 2013 года составляет **** рублей 28 копеек. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения о внесении кадастровых сведений в ГКН в соответствии с документами, поступившими в порядке информационного взаимодействия от 17 августа 2011 года N Ф7400/12-918(л.д. 18).
Согласно представленного в материалы дела отчета ООО "Тотал Прогрессив Консалтинг" N 264-2013-09-Р от 05 сентября 2013 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером
3
в? t
**** по состоянию на 17 августа 2011 года составляет **** рублей. Экспертным заключением N 586/26-13 от 14 октября 2013 года НП "Межрегиональный союз оценщиков" подтверждено, что объект экспертизы-отчет N 2624-2013-09-Р "об оценке рыночной стоимости земельного участка" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, основываясь на положениях п. п. 2, 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", удовлетворил заявленные требования, приняв отчет об оценке в качестве письменного доказательства размера рыночной стоимости земельного участка, который не оспорен участвующими в деле лицами.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и
4
виду функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
На основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Доказательством определения рыночной стоимости земельного участка является отчет независимого оценщика.
Согласно правилам пункта 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 декабря 2011 года N П/531 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик" с 1 марта 2012 года федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата
5
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
Таким образом, Управление Росреестра по Челябинской области не осуществляет полномочий по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных или качественных характеристик, и соответственно, не является надлежащим ответчиком по иску Фырнина В.А. и Рожнова Д.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения исковых требований Фырнина В.А. и Рожнова Д.В. к Управлению Росреестра по Челябинской области нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием в указанной части решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 28 января 2014 года в части удовлетворения исковых требований Фырнина В.А., Рожнова Д.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области отменить, принять в этой части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Фырнину В.А., Рожнову Д.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка отказать.
В остальной части это же решение Копейского городского суда Челябинской области от 28 января 2014 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.